«Боялся, что утонут». Как пенсионер спасал летчиков упавшего в Воронежской области Як-130

Житель села Большие Алабухи первым пришел на помощь военным.

Елена Шелякина, 13 апреля 2018, 18:10

Андрей Сухомлинов

В Грибановском районе на месте крушения самолета Як-130, пилотируемого летчиками Борисоглебской авиабазы, начались поиски бортовых самописцев. Об этом корреспонденту РИА «Воронеж» сообщил собственный источник в пятницу, 13 апреля.

На переправе через реку Ворону в Больших Алабухах собрались сотрудники военной прокуратуры, спасатели, летчики. На моторных лодках люди в военной форме перебираются к месту падения самолета. Технику в район ЧП доставить пока не удалось – все подъездные пути затоплены. По словам местных жителей, вода может держаться до двух месяцев.

«Пытались увести самолет подальше»

Большеалабухцы обсуждают крушение военного самолета: Як-130 рухнул в километре от моста. По прямой до ближайших домов – еще меньше.

– Я слышала два сильных взрыва. Потом узнала, что за рекой упал самолет. Видно, летчики постарались увести его подальше от жилья, в безлюдное место. Ведь тут рядом три села: Большие Алабухи, Затон и Власовка, – рассказала местная жительница Раиса Соболева.

Первым на помощь катапультировавшимся летчикам – майору ВКС и курсанту – пришел 62-летний пенсионер Сергей Бондаренко.

– Я был утром в магазине. Услышал взрыв. Подумал, что в соседнем доме газ взорвался. Когда выбежал на улицу, увидел в небе над селом двух парашютистов. Ветром их несло в сторону разлившейся реки. Я боялся, что они упадут в воду и утонут, – рассказал Сергей Бондаренко.

Мужчина поспешил на помощь. Подъехал к переправе, достал из багажника «Жигулей» мотор, сел в лодку и отправился на поиски парашютистов. Разлившаяся река затопила опушку леса. Пенсионер плыл вдоль берега и звал летчиков – они вышли из леса.

Сергей Бондаренко хотел отвезти пострадавших в село. Но они отказались, так как не могли покинуть место происшествия без приказа. Пришлось лодочнику сплавать за медиками. Был он и на месте падения самолета. Оно находится на небольшом островке среди залитого водой луга, в 300-400 м от места приземления летчиков.

– У огромной ямы валяется часть крыла. Мелкие обломки разбросаны кругом метров на 250. Самолет вошел в землю под углом. Пожара не было. Вокруг сухая трава. Не видно, чтобы горело. Хорошо, что самолет на дома не рухнул, а то бы полсела выгорело. У него только двигатель с полтонны весит, – поделился впечатлениями от увиденного пенсионер.

«Ребята общительные»

Первую медицинскую помощь военным оказал врач Большеалабухской амбулатории Юрий Хаустов.

– Когда случилась катастрофа, я был на работе. Слышал гул самолета. Первый хлопок, потом, секунд через семь-восемь, – второй, более сильный. Вышел на улицу – все вроде спокойно. Больница наша на горе, от нее все видно. Ни дыма, ни огня нет. Минут через десять нам сообщили, что нужно выехать к мосту и помочь пилотам самолета, который разбился за рекой. Я взял все необходимое и вместе с медсестрой Еленой Курочкиной поехал к мосту. Дорогой вызвал «скорую» из Малых Алабухов. О том, какие летчики получили повреждения, не знал. Может, придется на носилках нести, если есть переломы, – рассказал Хаустов.

К пострадавшим медики добирались на лодке. Выбрали полянку посуше, осмотрели пилотов. У курсанта – рваная рана на правой кисти. Врач предупредил, что нужно наложить швы. В лесу рану обработали, наложили повязку. Кроме того, у него были ссадины и царапины на лице. Офицер получил мелкие травмы. Летчики сказали, что чувствуют себя хорошо, передвигались самостоятельно.

– Мы помогли им сесть в лодку. Они оказались ребята общительные. Майор сказал, что ездил сюда на рыбалку и знает эти места. К переправе уже подъехали сотрудники службы обеспечения полетов, две «скорые» – из военного госпиталя и районной больницы. Мы передали пострадавших военным медикам. Я объяснил коллегам, какую помощь летчики получили. Они особенно уточнили, вводил ли я им какие-либо препараты. Я объяснил, что они от обезболивающих отказались, – сказал врач.

Контекст

Самолет Як-130, пилотируемый летчиками Борисоглебской учебной авиационной базы, упал во время учебно-тренировочного полета в Грибановском районе около 9:30 четверга, 12 апреля. По информации собственного источника РИА «Воронеж», примерно через 30 минут после взлета у машины отказала система управления. Экипаж катапультировался.

За последние несколько лет это уже четвертый случай падения машин Як-130. Во время учебно-тренировочного полета в Астраханской области 15 апреля 2014 года отказала система управления Як-130. Погиб пилот Борисоглебской учебно-авиационной базы, подполковник Сергей Серегин. Второй пилот – капитан Алексей Шаповалов – получил травмы и был госпитализирован.

В Борисоглебске летчики аварийно посадили самолет, в котором не вышла при заходе на посадку стойка шасси, 21 июня 2017 года. В тот же день другой Як-130 сел на «брюхо» под Армавиром. Самолет Як-130 Борисоглебской учебной авиационной базы упал в Новоаннинском районе Волгоградской области 16 сентября 2017 года.  

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.