«Большое стремление к жизни». Ветеран из Воронежской области отпраздновал вековой юбилей

У Алексея Коровченко из Каменского района трое детей, пятеро внуков и четыре правнука

Юлия Андреева, 10 августа 2023, 16:30

Юлия Андреева

Житель хутора Рождественский Каменского района Воронежской области Алексей Коровченко в четверг, 10 августа, отметил свой 100-й день рождения. Дедушка до сих пор проходит не один километр за день – считает, что важная составляющая долголетия и здорового духа – активность.

На праздник собралась почти вся семья Алексея Ильича: две дочери с мужьями, внучка и двое внуков, правнук. Они подготовились к приезду корреспондентов РИА «Воронеж»: накрыли стол на улице, заказали именной торт, украсили двор шарами и поздравительными надписями.

Поздравить юбиляра также приехали председатель Совета ветеранов, его два заместителя, руководитель управления социальной защиты населения Каменского района и, конечно, глава Марковского сельского поселения, где и живет ветеран. Они передали Алексею Коровченко поздравительные адреса от президента Владимира Путина и губернатора Александра Гусева.

Дорогой Алексей Ильич! Имею честь поздравить Вас с выдающимся днем рождения! Замечательно, что Вы встречаете его, имея бравую физическую форму, позитивные мысли и увлеченность жизнью. Сердечно благодарю Вас за мужество в годы Великой Отечественной, за Ваши золотые руки, безграничное трудолюбие и умение вдохновлять людей на достижение лучшего результата. Ваш столетний юбилей – это событие не только для хутора Рождественский, но для всей Воронежской области. Живите, пожалуйста, еще долго и благополучно, наш легендарный ветеран, наш многоуважаемый земляк!
Александр Гусев

Губернатор Воронежской области

  • Тяга к знаниям

    Алексей Ильич родился в селе Верхние Марки в небогатой семье. Отец Илья Кузьмич и мать Анисья Павловна занимались сельским хозяйством. Всего в семье было восемь детей – четыре брата и четыре сестры. Алексей – самый старший. Они переселились в хутор Рождественский поближе к реке Дон и одними из первых вошли в создавшийся колхоз «Тихий Дон».

    В селе была только начальная школа. Алеша до четырех классов учился на отлично.

    – Тогда пятерок не было, – вспоминает Алексей Ильич. - Отлично, плохо, очень плохо, хорошо – так оценивали успеваемость. Я учился всегда на отлично, но буянил, а учитель меня наказывал. Все хулиганы в то время выходили к доске и стояли в наказание.

    Алексей Ильич вспоминает, что в семье было только две пары сапог – у матери и отца, а у детей обуви не было.

    – Помню, мать отцовские сапоги обувает на меня и идем с ней в школу. Туда привела, сапоги сняла и обратно домой. Потом обувает брату, приводит в школу и бежит снова домой. И только тогда уже отец шел в них на работу, – рассказывает ветеран.

    Алексей Коровченко с мамой Анисьей, братом и сестрами

    После окончания четырех классов Алексей перешел в старшую школу в Марки – это 7 км от дома.

    – Вот я и пошел. Обувать по-прежнему нечего было – ни носков, ни сапог, ни тапочек. Босиком 7 км бежали. Уже осенью, когда морозы, все равно бежим. Отучились, отогрелись в школе и домой. А когда уже снег выпадет, тогда учеба заканчивалась, – рассказывает Алексей Ильич.

    Только в 1936 году, когда начали выдавать материнское пособие, отец поехал в Лиски и купил Алеше ботинки и пальтишко.

    – И я окончил пять классов. Учился и здесь почти на отлично. В классе было 25 человек: и из нашего хутора Рождественский, и из «Тихого Дона», и из Козок – все в одном классе. Второгодники тоже были. Помню, Василий Яковлевич Гуськов, учитель русского языка и литературы, спрашивает, что такое сказуемое. Переспросил весь класс – никто не ответил. Подходит ко мне: «Ну, Леньчик, встань расскажи». Я встал и сходу выпалил правильный ответ и пример еще привел. Следом урок географии. Учитель, Александр Дмитриевич Горбанев, очень высокий мужчина, стоит возле карты и спрашивает про реки: Сена, Дунай. Где они, откуда берут начало, куда впадают. Я опять один отвечаю, – вспоминает ветеран.

    А после шестого класса Алексей пошел подрабатывать. Дядя нанимался пасти коров и его брал подпаском.

    Воевал как все

    Потом началась война. Всех мужчин забрали, в том числе и отца Алексея. Илья Кузьмич в Крыму был ранен и попал в плен. Его с другими пленными увезли на работы в Германию, в Дрезден, откуда освободили только в 1945-м. А когда Илья Кузьмич вернулся домой, его отправили восстанавливать шахты на Донбасс.

    В 1941 году призвали и Алексея. В декабре собрали всех и эшелоном отвезли в город Свободный. Кто был постарше, вспоминает ветеран, того определили в пулеметный батальон.

    – А меня отправили в истребительный, – говорит Алексей Ильич. – Там нас обучали. Помню, деревянный танк был и мы гранатами в него кидали.

    Как-то раз приехал молодой полковник и выбрал всего двух человек из 150 – Алексея и еще одно парня. Он повез их в Восточную Куйбышевку в радиошколу по изучению парашютов.

    – Мы поняли, что будут нас забрасывать в тыл, – диверсантов готовят, – вспоминает Алексей Ильич. – Когда нас отправили после учебки на комиссию, я во время проверки здоровья не выдул в трубку необходимую силу легких, и меня снова отправили учиться. Потом перевели в Уссурийск, там батальон связи формировали. Так я и работал радистом, когда началась война с Японией.

    Алексей Ильич нехотя рассказывает о войне, больше отдельные случаи вспоминает. Говорит, что воевал как все.

    Алексей Ильич вспоминает, что его радиостанция была большая, размещалась на одной автомашине и, прежде чем запустить ее, надо было на несколько метров антенну выдвинуть.

    – Помню случай, выходим из кустов, а там кухня японская. А нас-то одной фасолью кормили. А там каша рисовая варится. Запах по всей опушке. И никого. Ребята так и бросились. А я: «Стоп!» – кричу всем. «Не ешьте, может быть отравлена». А потом увидели и повара с поварешкой рядом – наша разведка уже вперед нас поработала. Так до Харбина дошли. Сутками шли – воды нет нигде. Как-то напали на ручеек, а там головастики плавают. Так через гимнастерку пили, лишь бы хоть рот промочить. А еще полкилометра прошли – а там речушка небольшая холодная. Так мы попадали в нее – пили-пили, полчаса не могли насытиться, – рассказал ветеран.

    Еще один случай вспомнил Алексей Ильич из военного времени.

    В штабе батальона связи он был радистом. А до этого начальника штаба на лошадях возил – тогда машин не было. Потому его, как деревенского парня, знавшего лошадей, взяли ординарцем начальника штаба стрелковой бригады – должен был ему лошадь готовить, рядом с ним ездить. Однажды сказал ему начальник готовить лошадей.

    – Оседлали и проехали километров пять. Командир говорит: «В балочку спустись». Постояли, а когда перешли границу, японцы засели в одной ложбине, и, когда наши машины везли продовольствие, они разгружали. Убивать не убивали – отпускали, а груз весь забирали. «Быстро Коровченко радиограмму отправить», – кричит командир. Быстро принесли мне, я передал ее и утром уже «катюша» приходит – один выстрел, и они оттуда, как тараканы, полезли. Куда их потом, не знаю. Мы свое задание выполнили, дальше другие работали. Но в основном – в плен, – поделился воспоминаниями Алексей Ильич.

    Алексей Коровченко награжден орденом Великой Отечественной войны и медалью за победу над Японией.

    Сапожных дел мастер

    Алексей и после войны продолжал служить. Как-то в штаб пришло распоряжение: принимали желающих учиться на сапожника во Владивостоке.

    – Я-то все детство босым ходил, поэтому сразу и согласился. Со мной еще три человека поехали. Кто на сапожника, кто на портного. Приехали туда, нас разместили, и на учебу. Мастер дает мне задание – а мастера были гражданскими, – я быстро выполнил. Он рассматривает работу и спрашивает: «Ты работал где?» «Нет», – отвечаю. «Ох, хорошо как получается!» Так первый сапог при нем сделал, и пошло-пошло-пошло. Потом сам научился закройки для обуви делать. Тоже получается, – рассказывает юбиляр.

    Помнит Алексей Ильич свои первые сапоги. Сшил раз майору Сухушину сапоги с подкладкой из кроличьего меха, он их и зимой не снимал.

    – Приносит мне майор старые голенища и шкурку зайца. Я ему сделал – шкурку под низ поставил. И как сделал ему, он аж удивился. Генерал приехал, видит – а тот в сапогах. А там холодно – ветра, снега нет. «Сухушин, что же ты в сапогах?» А он вытаскивает ему носок. «И не мерзнут ноги?» – «Нет». –  «Да ты посмотри – а там мех». «А кто тебе сделал?» – «Вот мастер». И как пошло. Офицеры стали приходить за сапогами себе, женам сапожки, туфли. Даже на каблуке делал, – хвастается ветеран.

    Так до демобилизации в 1947-м Алексей шил сапоги офицерам, сапожки и модельные туфли их женам, полушубки, дубленки и много чего еще. Когда вернулся домой, привез с собой 30 разных колодок и первые лет пять шил обувь для всей округи. В доме до сих пор хранятся тапочки, которые Алексей Ильич сшил более 30 лет назад для своей супруги Марии.

    Селекционер

    После приехал Алексей домой из Владивостока, а дома нет – немцы все развалили. Он сам своими руками построил жилье заново.

    – Каждое окно в этом доме дорого, каждая досточка – все сам мастерил, – говорит Алексей Ильич.

    Встречали Алексея всем хутором.

    – Я как приехал, добрался домой, меня встретил брат, все набежали, и девушка пришла, мы еще со школы дружили – несмелая была такая. Я ее попросил обождать немного. И когда все разошлись, привел домой. И с тех пор вместе были. Мария стала моей женой, – рассказывает ветеран.

    с женой и детьми

    Алексей и Мария поженились в 1947 году. У них родилось трое детей – Лидия, Николай и Валентина.

    – Мария проработала почтальоном всю жизнь. В 2001 году однажды упала с велосипеда, руль пробил ей три ребра, долго болела и уже не смогла отойти, – вспоминает Алексей Ильич.

    После возвращения домой Алексей поначалу был бригадиром. А потом забрали его на переподготовку.

    – В Новой Усмани новые станции изучали, – вспоминает ветеран. – И там был случай. Пошли на стрельбище – на сто метров стреляли. Моя очередь подошла. Я три пули свои выстрелил: в десятку, в девятку, а третью − непонятно. Приблизились, а там одна в одну десятки. Получается 29 выбил. Нас даже построили шеренгу и мне объявили благодарность.

    А потом председатель колхоза Борис Дорофеевич Бакаев предложил Алексею идти на овцеферму заведующим.

    – Я ему: «Да нет, Борис Дорофеевич. Постарше людей надо». А он: «Нет, ты иди и все». Ну пошел. Привез он меня – там 300 голов овец. «Принимай», – говорит. И принял эту ферму. И проработал там 30 лет.

    Алексей Коровченко с женой Марией, с детьми и тещей Варварой

    В середине 1960-х колхоз купил трех английских племенных баранов.

    – Я в течение трех лет сутками пропадал на овцеферме, – вспомнил ветеран. – Селекция шла полным ходом, всего за это время пришлось осеменить порядка тысячи овец, пока что-то стало получаться.

    И через несколько лет они вывели новую для средней полосы России породу овец – с полутонкой шерстью.

    В 1971 году в Лисках первый секретарь обкома КПСС Виталий Воротников наградил Алексея Ильича орденом Октябрьской Революции.

    Без дела не сидит

    Именинник и сейчас старается не сидеть без дела – постоянно в движении и заботах. С Алексеем Ильичом живет его внук Виталий – сын младшей дочери Валентины, а сама Валентина приезжает между рабочими сменами в хутор из Павловска. А на зиму они забирают дедушку к себе.

    Валентина считает, что секрет долголетия отца в том, что всю жизнь он много физически работал.

    – Так, как он, мало, кто может. Он рвется сюда, в хутор, в свой дом, на свою землю. И если бы не здоровье, он бы продолжал работать. Сейчас любит читать, очень много читает до сих пор. И никогда не сидит без дела. Всегда чем-то занимается, что-то мастерит, – говорит Валентина.

    Алексей Ильич рассказал, что к своему юбилею попросил подарок у главы сельского поселения. Позвонил Вере Осадченко и попросил установить ему ворота. Вера Федоровна смогла выполнить его просьбу, нашла спонсоров, и к юбилею они установили ему новые кованые ворота.

    – Такое стремление к жизни у человека. И все он это вкладывает в труд. Желание работать и продляет ему его годы жизни, – говорит о своем отце Валентина.

    Сегодня у дедушки Алеши трое детей, пятеро внуков и четыре правнука. И вся семья соберется поздравить Алексея в его юбилей.

    На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.