Травма сердца. В Воронеже прокурор попросил 17 лет колонии для убившего падчерицу шансонье
Защита Семена Ланцета настаивала, что девочку избивала родная мать.
Виктория Лушина, 7 ноября 2017, 15:33
В областном суде прошли прения по делу 32-летнего Семена Ланцета, которого обвиняют в убийстве полуторагодовалой падчерицы. По версии следователей, мужчина жестоко избил Веронику (имя изменено) из-за того, что она капризничала на горшке. На теле погибшего ребенка нашли больше 100 травм. Сначала Семен Ланцет признал вину, но потом отказался от своих слов: якобы на него давили полицейские. Адвокат мужчины заявила, что он взял вину на себя, чтобы выгородить беременную сожительницу.
В обстоятельствах дела разбиралась корреспондент РИА «Воронеж».
Позиция гособвинения
По иронии судьбы Семен Ланцет – сочинитель и исполнитель шансона. Мужчина неоднократно участвовал в записи альбомов в таком жанре. Кроме того, Семен назвал своим именем продюсерский центр, который в основном продвигал группы, поющие о жизни на «зоне».
Возлюбленная Семена – 22-летняя Дарья (имя изменено) – переехала к нему в квартиру на улицу Волжскую из Нововоронежа вместе с дочерью 1,5 лет в мае 2016 года. Свидетели рассказывали, что Семен занимался с падчерицей: купал, сажал на горшок и гулял с ней. Однако девочка вызывала у него неприязнь из-за гиперактивности и недостаточно послушного поведения.
По версии следователей СК, с 5 до 9 июня 2016 года мужчина систематически избивал Веронику. Около 09:00 10 июня он посадил девочку на горшок. Ребенок стал плакать и брыкаться. Тогда Семен уложил падчерицу на детский диванчик, пять раз ударил по туловищу рукой и еще два раза ремнем. От полученных травм ребенок умер. По заключению судебно-медицинской экспертизы, малышка погибла от травмы сердца. Семен вызвал медиков и пытался привести девочку в чувство. Приехавшая скорая помощь лишь констатировала смерть ребенка.
– Судмедэксперт пояснил механизм образования травмы. Удар в область сердца спереди либо сзади создал в нем избыточное давление крови. Произошло чрезмерное наполнение полости сердца кровью, а затем разрыв стенки сердца в наиболее тонком месте. Затем излившаяся кровь сдавила сердце снаружи и парализовала его работу, произошла остановка. При непрямом массаже сердца причинить такую травму было бы невозможно. Также исключено падение ребенка из вертикального положения. Обращает на себя внимание количество травм, которые нашли на теле ребенка, – в общей сложности их было больше сотни. Часть повреждений были причинены за десятки минут до смерти, остальные – в период от 2 до 5 суток.Владимир Любых
прокурор областной прокуратуры
Сначала Семен Ланцет полностью признал вину в убийстве ребенка, но потом отказался от своих слов. Он заявил, что оговорил себя под давлением полицейских и следователей. Кроме того, Семен якобы хотел выгородить Дарью, которая в тот момент была беременна от него. По словам мужчины, сожительница также избивала дочку.
Гособвинение усомнилось в этой версии событий: когда Дарья жила с первым мужем, на девочку никогда не поднимали руку, она росла абсолютно здоровой. А во время жизни на улице Волжской девушка почти не выводила дочь из квартиры, чтобы окружающие не увидели следы побоев. Прокурор отметил, что вряд ли бы мать самостоятельно резко поменяла отношение к ребенку. Кроме того, на похоронах Дарья рассказывала отцу Вероники, что Семен систематически избивал падчерицу.
– Трудно представить, что родная мать могла так жестоко и цинично избивать ребенка, которого она все-таки любила, несмотря на антисанитарные условия в квартире и попустительство по отношению к Ланцету, применявшему физическое насилие к девочке. На абсурдность версии избиения ребенка матерью также указывает поведение Дарьи и Семена на месте преступления. У Дарьи было паническое состояние, которое сменилось апатичным, заторможенным и подавленным. Это вполне адекватная реакция в подобной ситуации. Ланцет же спокойно пошел принимать пищу, хотя его спокойствие, наверняка, было мнимым, – заявил Владимир Любых.
Прокурор также выдвинул версию, что Семен не хотел мириться с тем, что дочь любимой женщины рождена не от него, и испытывал подсознательную неприязнь к девочке.
Владимир Любых также подчеркнул, что обвиняемый состоит на учете в наркологическом диспансере из-за алкогольной зависимости и на учете у врача-психиатра. При этом психолого-психиатрическая экспертиза признала мужчину абсолютно вменяемым. Прокуратура не нашла оснований для переквалификации дела по более мягкой статье. Однако гособвинитель попросил учесть, что Семен активно сотрудничал со следствием. Владимир Любых потребовал для Ланцета 17 лет колонии строгого режима и еще год ограничения свободы после освобождения.Позиция защиты
Адвокат Ланцета Яна Овчинникова заявила, что силовики не доказали вину ее подзащитного. Юрист назвала дело сложным для рассмотрения и предположила, что девочку избивала Дарья.
– В квартире жили только двое взрослых – Семен и Дарья. Дарья рассказывала, что все время находилась с ребенком, Вероника постоянно была у нее на глазах. Получается, в течение пяти дней девочку избивали, а мать на это спокойно смотрела и никак не реагировала? Такого не может быть. Сама Дарья говорила, что Ланцет никогда не был груб по отношению к ней, не избивал и не угрожал. Что мешало ей, видя отношение к ребенку, собраться и уйти?Яна Овчинникова
адвокат
Юрист также сослалась на показания матери Дарьи. Женщина заявила: если бы дочь хоть раз сказала, что Семен избивает малышку, родители бы забрали обеих. Однако за месяцы сожительства с Ланцетом Дарья никогда не жаловалась. Яна Овчинникова указала и на нестыковки в показаниях матери девочки: сначала она подробно описывала и показывала, как Ланцет избивал ребенка, но в суде не смогла это воспроизвести.
– Семен на следствии и в суде говорил, что на самом деле Веронику избивала Дарья. В своих первичных показаниях он оговорил себя. Дарья была беременна, и он выгораживал ее, так как боялся за судьбу своего ребенка. Семен поменял показания после того, как узнал, что Дарья сделала аборт, – рассказала на прениях Яна Овчинникова.
Адвокат также рассказала об экспертизе. Специалисты нашли на ремне, которым Ланцет бил ребенка, только два ДНК – его и девочки. По словам адвоката, следователи просто не представили образцов ДНК Дарьи и экспертам не с чем было сравнивать. Юрист заявила, что суд также не проверял версию о виновности матери девочки: всем было удобно верить, что ребенка убил отчим.
Позиция обвиняемого
В последнем слове Семен Ланцет сказал, что не снимает с себя вину и тоже несет ответственность за гибель девочки – но не за убийство и истязание.
– Я не считаю, что сама Дарья хотела убить ребенка. Все произошло случайно в момент попытки оказания реанимационных действий (по словам Ланцета, ребенку делали искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, – прим. ред.). Хочу подчеркнуть, что отец девочки, признанный потерпевшим, отмечал, что Дарья применяла физическую силу к ребенку в целях воспитания. Также мать Дарьи говорила, что у девочки до этого были синяки. Кроме того, она была гиперактивна, могла удариться обо что-то. Конечно, я этого не делал. Но если суд мне не верит, я прошу судить по факту и смотреть на то, что есть в материалах уголовного дела, – заявил Семен Ланцет.
Мужчина рассказал, что тоже пытался спасти девочку и вызвал ей скорую помощь. Семен Ланцет попросил менее строгое наказание. Суд вынесет приговор 9 ноября 2017 года.
Контекст
Девочку 1,5 лет нашли мертвой 10 июня 2016 года в квартире многоэтажки на улице Волжской в Воронеже, где она жила с матерью и отчимом. На теле ребенка обнаружили многочисленные травмы головы, тела, рук и ног.
Во время осмотра квартиры силовики отметили антисанитарные условия, в которых жила девочка. По словам старшего помощника прокурора Воронежской области Михаила Усова, повсюду были разбросаны вещи, мусор на полу. В доме отсутствовала еда для ребенка, в холодильнике находилась пропавшая пища. В квартире не было спального места для девочки, у нее была одежда не по сезону.
До октября 2015 года семья с маленьким ребенком из Нововоронежа состояла на профилактическом учете из-за пьянства родного отца девочки. Мать ребенка спиртным не злоупотребляла.
Следователи возбудили уголовные дела по ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство малолетнего) и ч. 2 ст. 117 УК РФ (истязание малолетнего).