Без вести пропавшего воронежца похоронили под чужим именем
Следователи исправили ошибку судьбы через два с половиной года.
Оксана Грибкова , 5 мая 2014, 21:29
Почти два с половиной года родные Валерия Сошина (фамилия изменена) ничего не знали о его судьбе. В ноябре 2011 года 60-летний мужчина ушел из дома, где жил с семьей на Ленинском проспекте, и не вернулся. Только в 2014 году выяснилось, что из-за нелепого стечения обстоятельств мужчину похоронили под чужим именем. И мертвый человек продолжал оставаться живым, а живой «на бумаге» оказался мертвым.
Пропавший без вести
Валерий Сошин после серьезной травмы головы, заставившей его заново учиться читать, вел весьма специфический образ жизни. Мужчина одевался неопрятно, тащил в квартиру хлам с мусорок, собирал бутылки, приглашал домой бомжей для застолий.
С Сошиным вместе жили бывшая жена, сын, дочь с мужем – все люди благополучные, непьющие, работающие. Они не только терпели папу со странностями, который жил в отдельной комнате, но и пытались помочь ему, уговаривали бросить пить, не водить приятелей с улицы. Несмотря на любовь к спиртному Валерий Сошин вел себя безобидно. По словам родных, у него ни с кем не было конфликтов.
И вот в начале ноября 2011 года Сошин утром ушел из дома и пропал. Родственники забили тревогу не сразу, так как в силу своего образа жизни он иногда надолго уходил из дома. Однако когда прошла неделя, другая, третья, а старик не появлялся, родственники забеспокоились не на шутку и обратились в полицию. Там начали проверку по факту исчезновения человека . В 2012 году ее материалы передали в Следственный комитет.
– Мы несколько раз отказывали в возбуждении уголовного дела по итогам проверок по факту безвестного исчезновения Валерия Сошина, – рассказал старший следователь Левобережного следственного отдела СУ СКР по Воронежской области Вадим Братков. – Не было никаких оснований полагать, что ему кто-то причинил смерть. Никаких признаков преступления не усматривалось, мотивов убивать мужчину ни у кого не было. В начале 2014 года правоохранители возбудили уголовное дело по статье «Убийство» (ч.1 ст. 105 УК РФ), чтобы в рамках расследования проверить все версии исчезновения мужчины.
Таинственный посетитель
Изначально у следователей было две версии. Валерий Сошин мог либо уехать куда-то и по своим личным причинам не сообщить семье, либо умереть в таком месте, где тело его так и не было бы найдено.
После общения с родными пропавшего без вести у силовиков появилась важная зацепка. Дочь Сошина и ее муж рассказывали, что вечером после исчезновения отца к ним приходил неизвестный мужчина со странными претензиями.
Мужчина позвонил в дверь квартиры Сошиных, спросил Валерия и с порога стал рассказывать историю о перепутанной куртке. Дочка и зять отметили, что незнакомец был вовсе не похож на обычных асоциальных приятелей отца. Это был опрятный вежливый пенсионер, с виду вполне трезвый. Незнакомец рассказал, что Валерий Сошин был у него в гостях, в спешке взял его куртку и ушел в ней, а свою оставил ему. В кармане он нашел паспорт случайного гостя и пришел по указанной в нем прописке. Пенсионер показал паспорт Сошина и пообещал вернуть документ и куртку взамен своей куртки, где в кармане тоже лежал паспорт и другие документы.
Молодые люди предложили мужчине зайти к ним в ближайшие дни, когда Валерий Сошин появится дома, чтобы поменяться куртками и документами. Тот последовал совету и заходил еще несколько раз, но Валерия так и не застал.
– Узнав про историю с курткой и паспортом, мы решили найти мужчину, который приходил в день исчезновения в квартиру Сошиных. Для начала наудачу проверили данные по утерянным паспортам в книге регистраций отдела полиции с ноября 2011 года, – рассказывает Вадим Братков. – Первый же заявитель, который был в списке, оказался тем человеком, которого мы искали. Он обратился с заявлением о потере паспорта через две недели после исчезновения Валерия Сошина.
Перепутанные куртки
Живущий на Ленинском проспекте 71-летний Николай Быстров (фамилия изменена) рассказал правоохранителям о неприятности с паспортом, случившейся с ним в 2011 году. В один из первых дней ноября в кафе неподалеку от дома пенсионер познакомился с двумя мужчинами.
– Я редко позволяю себе выпить. Но тут жены не было дома, и я решил расслабиться в кафе. Там я познакомился с двумя мужчинами, а потом пригласил их выпить к себе домой, – объяснял Николай Быстров. – Через полчаса я понял, что скоро должна вернуться жена, а тут чужие люди. Поэтому я стал выгонять их. Тот мужчина, что был постарше, быстро оделся и ушел. Второго же пришлось выгонять чуть дольше. Поэтому я не видел, как уходил первый. Я был еще в комнате, когда незнакомец хлопнул дверью.
Несмотря на то, что Быстров прибрался, его жена сразу же заметила, что в доме были посторонние люди. Она стала отчитывать супруга. Во время ссоры пара заметила чужую куртку в коридоре. Хозяин вспомнил, что, когда привел домой двух незнакомцев, они все втроем свалили верхнюю одежду на тумбочке в прихожей. Поняв, что случайный гость перепутал его куртку со своей, Быстров проверил карманы. В одном из них оказался паспорт на имя Валерия Сошина с указанием его регистрации.
Дом гостя оказался неподалеку от дома самого Быстрова, тоже на Ленинском проспекте. Однако молодые люди, открывшие отправившемуся по адресу из паспорта мужчине дверь, лишь развели руками, сказав, что отец иногда уходит из дома. В общем, ни куртку, ни документы Николаю Быстрову вернуть так и не удалось.
Зато пенсионер хорошо запомнил и описал человека, который ушел в его верхней одежде. Его внешность – вьющиеся седые волосы, небольшая борода и изогнутый в сторону нос – полностью совпадали с приметами Валерия Сошина.
– Узнав про путаницу с курткой и документами, мы решили «пробить» имя Николая Быстрова по электронной базе регистрации сообщений о преступлениях, – говорит Вадим Братков. – Выяснилось, что тело гражданина с документами на это имя было найдено 7 ноября 2011 года на улице Красный Октябрь в районе ВАИ. Причиной смерти неизвестного стала ишемическая болезнь сердца. Кроме того, при исследовании в крови умершего было обнаружено 2,42 промилле алкоголя. Его приметы и описание одежды совпадали с данными Валерия Сошина. Труп похоронили как невостребованный под именем Николая Быстрова.
Живые и мертвые
Настоящий Николай Быстров был шокирован, когда следователь предъявил ему для опознания фото трупа с биркой на ноге, где были указаны его фамилия и год рождения. Также пенсионеру пришлось ознакомиться с актом судебно-медицинского исследования «своего» вскрытия в морге. Он пояснял под протокол, что описание тела не подходит под его приметы. Что, к примеру, у него нет волос, и есть золотые зубы.
Родственники Валерия Сошина плакали, когда узнали о его судьбе. Они были благодарны силовикам за их работу. Ведь неизвестность о близком человеке куда хуже, чем самая горькая правда. Семья же почти два с половиной года жила в полном неведенье о пропавшем без вести отце.
– И сын, и дочь опознали тело отца по фото с места происшествия, из морга. Но чтобы не осталось никаких сомнений, была проведена эксгумация с последующими судмедэкспертизами – криминалистической и генетической. Согласно полученным данным, труп захороненного человека принадлежит Валерию Сошину. Мы окажем помощь родным Сошина в перезахоронении его останков, так как они не хотят, чтобы отец покоился там, где хоронят неопознанные и невостребованные трупы за счет государства. Уголовное дело по факту убийства прекращено за отсутствием события преступления, Вадим Братков, старший следователь Левобережного следственного отдела СУ СКР по Воронежской области.Интересно, у Николая Быстрова, под чьим именем похоронили другого человека, за два с половиной года не возникло никаких проблем с документами – ни при получении нового паспорта, ни в других житейских ситуациях. Хотя по бумагам он вроде как был мертв.
Юридической коллизии не произошло, так как никто не обращался за свидетельством о смерти на имя Николая Быстрова.