Без пестицидов и ГМО. Почему Воронежская область заинтересовалась органик-производством
Спрос на натуральные продукты пока выше предложения.
Виктория Васильченко, 10 апреля 2019, 19:00
С 1 января 2020 года в России вступит в силу закон об органическом сельском хозяйстве. В нем закрепляется понятие «органический» и устанавливаются требования к производству, хранению, маркировке и реализации таких продуктов. В результате с рынка должны уйти недобросовестные производители, которые играют на названиях, именуя свой товар «био», «веганс», «зеленый», «эко», «натуральный». К органической продукции будет применяться только одно слово – «органическая» (или «органик»), что позволит дифференцировать на полке этот товар и устранит фальсификат.
Готовы ли воронежские сельхозпроизводители развивать органическое земледелие, чем отличается органик-продукт от натурального и сколько будет стоит пакет органического молока – в материале РИА «Воронеж», подготовленном совместно с доктором сельскохозяйственных наук, профессором, завкафедрой земледелия ВГАУ Анатолием Дедовым и экспертами прошедшего в Воронеже 4 апреля Агропродовольственного форума.
Что такое органический продукт?
Согласно ГОСТ 33980-2016, продукт органического производства – это продукция растительного, животного, микробного происхождения, а также аквакультуры в натуральном, обработанном или переработанном виде, употребляемая человеком в пищу. К органической продукции также относятся корма для животных, посадочный и посевной материал, полученные в результате производства, сертифицированного на соответствие требованиям стандарта.
Органическими считаются продукты, при выращивании которых не использовали минеральные удобрения, синтетические пестициды, гербициды, гормоны, ГМО. В животноводстве запрещены антибиотики, корма с гормонами и генная инженерия.
– В Европе органика активно развивается с 1982 года, а Россия ею занялась только в 2007 году. Естественно, мы опаздываем. Но наш плюс в том, что мы обладаем таким количеством ресурсов, благодаря которым сможем не только быстро догнать, но и обогнать Европу. Для этого нам нужно изменить отношение людей к органической продукции. У нас есть заблуждение, что органический продукт рассчитан на людей с большим кошельком. Это совершенно не так. Основными потребителями являются молодые семьи с детьми. Еще одно ошибочное мнение россиян – что органические продукты производятся исключительного для здорового питания. Чтобы быть здоровым, потреблять здоровую еду мало: нужно еще, чтобы экология была хорошей. Когда мы соединим эти два понятия, станем похожи на европейцев, – считает исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко.
Почему возник интерес к органике?
Рынок российской органической продукции является одним из наиболее интенсивно развивающихся в мире. Ежегодно потребление органики в России растет на 10-15%. Рост производства отстает от роста потребления.
– Если раньше страны-потребители сами для себя производили органическую продукцию, и им хватало, то сейчас – нет. А потребность растет. Поэтому появилось внимание к тем странам, которые имеют ресурсы для производства органической продукции – чистую воду, чистую землю, чистый воздух. В Европе найти такие территории проблематично, а в России они есть. Однако условий для налаживания органического производства на них пока нет. Но это хорошая возможность для стартапа: если российские производители этим займутся, мы сможем завоевать достаточно большой объем мирового рынка, – убежден Олег Мироненко.
Однако Россия может превратиться в еще один сырьевой придаток.
– Нас ждут на европейском рынке с сырьем, но никто не ждет нас с готовой органической продукцией. Причин две: мы пока не умеем продавать органику так же хорошо, как нефть и газ. А во-вторых, мы сами не верим в продукт, который производим, – как же нам тогда будут доверять зарубежные партнеры? Европа готова потреблять сырья в несколько раз больше, чем Россия может произвести. Но наш рынок органической продукции находится настолько в зачаточном состоянии, что мало кто из производителей рискует на него заходить. Поэтому важно запустить законодательные акты, которые позволят производителям не только наладить производство органической продукции, но и заработать на ней, – считает эксперт.
Чем интересен этот сегмент для Воронежской области?
Воронежская область обладает большими земельными ресурсами под пашни, а главное – большим рынком, на котором высокий спрос на такую продукцию. Плюс появятся новые рабочие места для жителей отдаленных сел.
– Для производства органической продукции нужны определенные активы. Во-первых, земля, которая не использовалась минимум три года. У нас такие земли есть, но они в крайне запущенном состоянии, уже покрылись перелеском. Второй необходимый актив – люди. Так сложилось, что большинство земель, пригодных для органического земледелия, находится в депрессивных районах. Нужно будет так налаживать производство, чтобы оно стало привлекательным для работников. И третье – нужен настоящий хозяин земли, – заявил помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко.
Какие требования предъявляют к производителям органики?
Хозяйство, ведущее органическое растениеводство, животноводство, пчеловодство, а также органическое выращивание, разведение или содержание объектов аквакультуры, должно стоять вдали от источников загрязнения окружающей среды, объектов промышленной деятельности, территорий интенсивного ведения сельского хозяйства. Предприятие должно быть отделено от любых других производственных объектов, не отвечающих требованиям стандарта. Для ограничения попадания загрязняющих веществ с территорий, прилегающих к хозяйству, используют установление барьеров и буферных зон.
Каковы принципы органического земледелия?
В основе органического земледелия лежит возделывание многолетних бобовых и зернобобовых культур. Поэтому необходимо включение в структуру посевных площадей севооборота этих культур, что позволит обеспечить растения азотом за счет его фиксации клубеньковыми бактериями.
Обработка почвы производится чаще всего плугом для создания оптимальных условий роста и развития возделываемых культур, уничтожения как можно большего количества сорняков.
Сорта выбирают конкурентоспособные к сорнякам, требующие меньше азота и устойчивые к болезням. Семена для посева должны быть высококачественные, с хорошей всхожестью, силой роста и выживаемостью. Посевной материал для органического земледелия, разрешенный к применению, подвергается не только обязательному тестированию при апробации, но и дополнительному анализу. Сюда относится, например, так называемый «холодный тест», когда проверяется прорастание при неблагоприятных условиях (10 градусов, почва с полей). По сравнению с традиционным тестом (20 градусов, песок или фильтровальная бумага) можно раньше выявить возможные болезни и исключить соответствующие партии семян.
Допускается внесение только органических удобрений., полученных в хозяйстве на ферме от скота органического производством. Если навоз получен из хозяйства интенсивного земледелия, то его вносить запрещается.
Какие инновационные технологии применяют в органическом производстве?
Все зависит от хозяйства. Если предприятие обладает ресурсами и опытными специалистами, то можно применять любые технологии. Но нужно понимать: при интенсивных технологиях ошибки можно исправить путем применения минеральных удобрений и пестицидов, а при органическом производстве это сделать уже нельзя.
– В органической отрасли нельзя быть успешным без научного сопровождения. Если вы используете биологическую защиту растений, интенсивные технологии обработки земель, достаточно будет базовой сертификации, которую обеспечивает государство. Если мы говорим об органическом земледелии, то к базовому сертификату обязательно должен прилагаться сертификат органики. Органика и биозащита – это высокие технологии, которыми занимаются профессиональные кадры. Переход к органическому земледелию – затратный, производителю нужно быть готовым к этому. Минимум три года земля должна восстанавливать экосистему, и только потом будет окупаемость, – предупредила врио директора Всероссийского научно-исследовательского института биологической защиты растений Анжела Асатурова.
По каким отраслям самая высокая рентабельность?
Пока на этот вопрос трудно ответить. Рынок определяет спрос и предложение на определенную продукцию, но в Воронежской области он еще слабо развит. Пока требуется животноводческая органическая продукция – мясо, молоко, растениеводческая – просо, гречиха, овес, горох, кукуруза. По мере развития рынка будет спрос на какую-то другую продукцию.
– Сейчас мы развиваем первую экоферму на 5 тыс. га в Дивногорье Лискинского района. Хозяйство будет заниматься животноводством, производить экологически чистое молоко и мясо. Мы попробовали органически выращивать гречиху и просо на экспорт в 1996 году, никто тогда не думал о внутреннем рынке. Но китайцы стали продавать зерно дешевле и вынудили нас через три года свернуться. Органическое производство слабо развивается в России из-за нехватки опыта и знаний. Даже внутри нашей компании мало таких специалистов. А так мы могли бы конкурировать с Западом. Тем более в России цены на приобретение или аренду земли, на солярку, семена гораздо ниже, чем в той же Германии, – рассказал президент агрохолдинга «ЭкоНива» Штефан Дюрр.
Кому проще заниматься органикой – крупным компаниям или малым и средним хозяйствам?
Все зависит от специализации хозяйства – какую продукцию оно хочет производить. Если овощи, то площади нужны не такие большие. Если продукцию собираются выращивать на экспорт, например, зерно, то площади должны быть большими, как и при производстве животноводческой продукции.
Но мелкие хозяйства могут объединиться в кооперативы и совместно производить необходимый объем.
Где производителям брать технологии?
Учиться у тех, кто уже приступил к производству такой продукции. Примеры есть у холдинга «ЭкоНива» и у зарубежных производителей. Некоторые разработки имеет ВГАУ.
– К сожалению, отдельного направления или специальности по органике в перечне Министерства науки и высшего образования не существует. Но вариативная часть образовательных программ позволяет формировать профессиональные компетенции в этой области. Так, в университете в образовательные программы направлений «Агрономия», «Зоотехния», «Производство и переработка сельскохозяйственной продукции» введены такие дисциплины, как «Современные технологии в органическом животноводстве», «Органическое земледелие», «Подтверждение соответствия процессов производства органической продукции». Для агротоваропроизводителей и фермеров разработаны и реализуются программы дополнительного профессионального образования «Органическое агропроизводство», «Инновационные технологии кормления, разведения и воспроизводства крупного рогатого скота». В рамках сотрудничества с баварским Университетом прикладных наук Вайенштефан-Триздорф наши студенты и преподаватели изучают лучшие практики в области производства органической продукции Германии. Конечно, это только первые шаги в образовательной деятельности по органике, но университет поставил это направление в приоритетное, – рассказала проректор ВГАУ, профессор, доктор технических наук Наталья Дерканосова.
Должна ли органическая продукция стоить дороже обычной?
В российском магазине средняя разница в цене обычного товара и органического составляет 200-300%, а в развитых европейских странах 15-50%. Это объясняется тем, что урожайность органических культур ниже на 20-40%, а трудозатрат для ее выращивания, сертификации, хранения, сбыта больше.
При органическом земледелии цена зависит еще и от качества самого продукта. Поэтому в годы перехода и по мере накопления опыта по производству органической продукции цены однозначно будут выше, чтобы это производство было рентабельно.
– Исследования показывают, что российские потребители готовы покупать органические продукты. Но вопрос доверия стоит острее цены. Люди готовы переплачивать 30-50% за настоящую органическую продукцию, но у них нет к ней доверия. Российский потребитель хочет покупать органический продукт, который соответствует нормативам, принятым во всем мире, – считает Олег Мироненко.
– Органическая продукция не должна быть очень дорогой, но и дешевым натуральный продукт, разумеется, быть не может. Пакет нашего молока 3,2% жирности сейчас стоит порядка 68 рублей. Органическое, думаю, будем продавать чуть выше 100 рублей за пакет, – предупредил Штефан Дюрр.
Чем органическая продукция отличается от продуктов со значками «био», «веганс», «зеленый», «эко», «натуральный»?
Такие маркировки – маркетинговый ход для увеличения продаж. Органическая продукция проверяется и сертифицируется на всей стадии производства. Продукцию с остальными марками или значками никто не проверяет и не сертифицирует.
Зачем нужна сертификация?
– По существующему законодательству органы госвласти не контролируют качество продукции, и это огромная беда. Когда мы проверяем продукцию и условия производства, мы можем гарантировать только безопасность продукции, но не качество. Поэтому сертификация очень важна. До 1 января 2020 года надо принять необходимые законодательные акты, иначе не избежать фальсификата органической продукции. Сегодня по стране фальсифицируется в среднем 30% мясомолочной продукции, это недопустимо, – подчеркнул Алексей Алексеенко.
Директор немецкой компании Kiwa BCS Франк Румпе заверил, что сертификация – не такая сложная процедура, как может показаться на первый взгляд. Но для импорта нужно соблюдать стандарты всех стран. Основные международные рынки сбыта органической продукции – США, Япония, Китай, Южная Корея – имеют свои национальные стандарты качества для импорта. Принятые в России стандарты применимы только на местном рынке, в других странах они действовать не будут. Более того, из-за недоверия к России при ввозе российская продукция подлежит проверке два раза в год вместо одного, как в случае с местными производителями.
– В России нужно создавать культуру надзорных органов и добиваться доверия потребителей к органической продукции. Пока прошли сертификацию и поставляются в Европу только два российских продукта: кедровые орехи из Сибири и водка. В Германии сейчас почти 44 тыс. производителей органической продукции, ежемесячный оборот от продаж составляет больше, чем в России за целый год. Органику производят 2,8% предприятий. К 2030 году власти поставили задачу увеличить их количество до 20%. Чтобы осуществлять эту деятельность, немецких производителей контролируют Органические Союзы. Есть регламенты ЕС, Закон об органическом земледелии. В Европе действует 17 органов контроля за органическим производством, а Евросоюз периодически меняет свои регламенты. Вдобавок в Германии производителей, уличенных в подделке, ждет серьезное наказание – от больших денежных штрафов до тюремного заключения сроком на год. А самое страшное для бизнесмена – потерять денежную поддержку от государства, – пояснил Франк Румпе.