Бейсджампер Валерий Розов рассказал воронежцам о прыжке в кратер вулкана
Экстремал признался, что трюк был одним из самых опасных в его жизни.
Елена Миннибаева, 7 декабря 2015, 15:09
Дважды чемпион мира по парашютному спорту, бейсджампер, прыгавший с горных вершин и в кратер вулкан, Валерий Розов провел мастер-класс для воронежских студентов. Человек-птица – такое прозвище спортсмен получил из-за того, что использует в своих трюках специальный парашютный костюм (вингсьют) с крыльями. Розов совершил 10 тыс. парашютных и более 1500 бейс-прыжков. Розов работает каскадером на кино- и телеплощадках. На мастер-классе титулованный экстремал рассказал, как из альпиниста стал парашютистом, почему не хочет, чтобы сыновья пошли по его стопам и о каких непокоренных вершинах мечтает.
Соединил мечты
– Я с детства мечтал стать альпинистом. Читал книжки про путешествия, покорителей вершин. Занимался в разных спортивных секциях. Впервые в горы попал благодаря старшему брату. Этот поход полностью изменил мою жизнь. Я уже не сомневался в выборе своего жизненного пути. На первом курсе института записался в альпинистскую секцию. Родители, которые были далеки от экстремальных видов спорта, не были против моего увлечения. Наверное, потому, что не до конца осознавали, во что это все у меня выльется. Считали, самое важное, что парень при деле, по улицам не шляется, с плохими компаниями не водится. Будучи альпинистом, стал летать на параплане. Тогда это было модное увлечение. И как-то раз на аэродроме увидел парашютистов. Заехал к ним, узнал, как у них проходит подготовка и остался там. Первый прыжок помню, такое обычно никто не забывает. Ничего особенного в нем не было – на круглом парашюте с 800 метров. Потом были соревнования, победы. А еще позже попала в руки видеокассета с записью про бейсджампинг. И тут я понял, что вот оно, то, о чем я давно мечтал. Оказывается, можно совместить два моих любимых дела – альпинизм и парашютный спорт. Ведь бейсджампинг – это прыжки с фиксированных объектов. То есть, чтобы прыгнуть с горы, на нее сначала нужно подняться.
Фото — из архива Валерия Розова
О прыжке в кратер вулкана
– Это была настоящая история. Был 2009 год, первый кризис. Денег на заграничную командировку не было, и мне предложили организовать что-нибудь в стране. Я предложил полетать вокруг вулкана, а для красного словца добавил в описание прыжок в кратер вулкана. Идея всем понравилась. Со мной поехала интернациональная съемочная команда, профессионалы, которые работали для мировых каналов. И когда прибыли на место, на Камчатку, команда говорит – где кратер, старик, у тебя же написано, прыжок в кратер! Пришлось, чтобы не ударить в грязь лицом, искать кратер. Было принято решение прыгать в кратер действующего вулкана Мутновский. Глубина – 200 метров. Одна половина там дымилась и кипела, а вторая представляла заснеженный мост, на который и нужно было приземлиться. Я сначала планировал спуститься по веревкам и проверить, насколько эта заснеженная часть надежна. Совсем не хотелось оказаться в кипящей кислотной луже. Сначала я должен был просто красиво пролететь над вулканом и приземлиться за кратером, а потом как-нибудь прыгнуть сам в кратер. Прыжок был с борта вертолета. И тут я понимаю, что из-за нисходящих потоков у меня нет шансов перелететь кратер, и я попадаю туда с первого раза без предварительной проверки, без понимания, как оттуда выбираться. Там ужасно воняло сероводородом. Хорошо, что все удачно обошлось.
Как стать бейсджампером
– Бейсджампинг – это производная от парашютного спорта. Отдельная дисциплина с массой нюансов, но все равно ноги растут из парашютного спорта. Поэтому начинать надо с прыжков на аэродроме. Напрыгать какой-то объем и потом переключаться на бейсджампинг. В среднем на это уходит от года до двух лет. Чтобы заниматься бейсджампингом, одних тренировок на аэродроме мало. Конечно, надо заниматься общей физической подготовкой. Особенно внимание я уделяю кардиотренировкам, так как в горах много двигаешься. Каких-то особенных ограничений в бейсджампинге нет. Если тебе позволяет здоровье прыгать с парашютом, то можно и в бейс перейти. Вес должен быть в разумных пределах. Если будет 150 кг, то, скорее всего, человек с таким весом просто не дойдет до вершины. Я слежу за своим весом, особенно перед восхождением. Диет не приемлю, ем все, но по определенной схеме. Утром я могу есть все, в обед легкую еду, а после шести вечера лучший ужин – это вода. Свое хорошее самочувствие (26 декабря 2015 года Валерию Розову исполнится 51 год – РИА «Воронеж») связываю с физической активностью и работой на свежем чистом воздухе.
«Мест для прыжков еще много»
– Моя цель в бейсджампинге – повторить программу альпинистов «Семь вершин»: семь высочайших точек на разных континентах. В 2010 году в Антарктиде я совершил прыжок с горы Ульветанна. В 2012 году в индийских Гималаях прыгнул с Шивлинга, в 2013 году – с горы Чангзе, это массив Эвереста (прыжок с Чангзе стал новым мировым рекордом по высоте бейс-прыжка – 7220 метров – РИА «Воронеж»). А в 2015 году удалось прыгнуть с самой высокой вершины Африки, вулкана Кибо (5895 м), это массив Килиманджаро. Планов на будущее много. Есть большое количество мест, с которых я еще не прыгал. Например, в Гималаях нашел хорошее место. В Патагонии, Альпах, на Кавказе много отличных мест.
Фото — из архива Валерия Розова
«Бейсджампинг похож на телепортацию»
– Эйфория от прыжков со временем притупляется, но страх – никогда. Я говорю сейчас о прыжках с вершин, а не о прыжках на аэродроме, где все стандартно. В горах каждый раз все по-разному. И каждый раз перед прыжком срабатывает инстинкт самосохранения, тут же появляется страх и волнение. Привыкнуть к таким прыжкам нельзя. Во время сложного прыжка я полностью сконцентрирован. Голова как компьютер. Мысли только о маршруте – когда повернуть направо, а вот здесь надо налево. Когда летишь в открытом пространстве, можно просто любоваться пейзажем. Скорость, с которой летишь вниз – 180 – 200 км/ч. Поэтому ни в коем случае нельзя что-то задевать, иначе большой шанс не выжить. Весь полет занимает всего несколько минут. В такие моменты пролетаешь все климатические зоны. Из холода попадаешь в тепло. Это похоже на телепортацию. Так было, когда прыгнул с Килиманджаро. Внизу люди меня встретили с песнями, на руки подняли.
«Надо всегда думать головой»
– У каждого увлечения есть своя цена, да, на сегодняшний момент по статистике бейсджампинг очень опасен. Но везде нужно думать головой, а не только эмоциями и желанием совершить необычный трюк. У меня тоже пару раз были ситуации, когда я думал, что погибну. Самая нелепая ситуация была – закрутка строп. В этот момент ты не можешь менять направление. Меня сдуло, я приземлился в горную реку. Стоял по пояс в воде у края реки, пока приходил в себя, смотрел, насколько порвал свой новый костюм. И это была моя ошибка. Надо было сразу осовобождаться. А тут случилось, что набрал воду, утонул и в какой-то момент меня выдернуло с ногами из воды и потянуто по течению. тащило на глубине метра, я не мог дышать какое-то время, вода была ледяная. В итоге минут 15-17 находился в воде, цеплялся за коряги. Порвал все руки, в какой-то момент понял, что мышцы настолько замерзли, что они меня не слушаются, не мог делать хватательных движений. Обычно я брал с собой нож, а в этот момент ножа с собой не было. В итоге меня спасла коряга, я зацепился за нее и долго держался, приходя в себя.
Фото — из архива Валерия Розова
«Не желаю сыновьям своей доли»
– Семья не против бейсджампинга. Жена меня просто не знала другим. Мы с ней познакомились, когда я занимался альпинизмом. Она знала, за кого выходила замуж. Сыновья, конечно, гордятся отцом. Старший и средний уже прыгали много раз в тандеме. Но я надеюсь, они не пойдут по моим стопам. Сейчас много возможностей проявить себя в других сферах.