Басист «Арии» Виталий Дубинин: «В оркестре приходится сильно убавлять громкость гитар»
Музыкант – о предстоящем симфо-роковом выступлении в Воронеже.
Юлия Львова, 17 февраля 2017, 19:30
Советская и российская хеви-метал-группа «Ария» выступит в Воронеже с симфоническим оркестром под управлением шведского дирижера Ульфа Ваденбрандта во вторник, 14 марта. Более 40 классических музыкантов исполнят произведения группы на сцене Event-Hall сити-парка «Град».
В преддверии концерта бас-гитарист «Арии» Виталий Дубинин в эксклюзивном интервью корреспонденту РИА «Воронеж» рассказал, как возникла идея объединить классику и метал, с какими сложностями музыканты столкнулись в работе с оркестром, какое самое необычное путешествие совершила музыка «Арии» и что происходит с отслужившими срок концертными баннерами группы.
– Виталий, в марте в Воронеже сразу две рок-группы – «Би-2» и «Ария» – представят зрителям программы с симфоническим оркестром. Чем ваш концерт будет отличаться от выступления коллег?
– Начнем с того, что мы говорим о двух совершенно разных группах, играющих в совершенно различных стилях. Я понятия не имею, что делают «Би-2», слышал у них только песню про полковника, которому никто не пишет. На этом мои познания творчества группы заканчиваются. Поэтому мой ответ на вопрос об отличиях будет – всем!
– Кому принадлежала идея переложить композиции «Арии» для симфонического оркестра? Подозревали ли вы, что «Ария» может звучать так симфонично?
– Идея принадлежала Юрию Соколову, который был продюсером наших шоу в начале 2000-х. Не могу сказать, что мы с радостью поддержали эту идею, но ему все-таки удалось уговорить нас сыграть небольшую программу с оркестром на фестивале «Нашествие» в 2001 году. Он познакомил нас с дирижером Константином Кримцом и Кириллом Уманским, которые показали, насколько мощно и сильно могут звучать «арийские» песни в сопровождении симфонического оркестра.
(слева направо) Сергей Попов, Виталий Дубинин, Владимир Холстинин
– Кто из музыкантов оркестра вам наиболее импонирует?
– Вообще, это очень лестно, когда музыканты, исполняющие классическую музыку, играют твои песни. По нотам! Честно говоря, раньше никогда не думал, что такое будет возможно. И лично у меня ко всем музыкантам оркестра огромное уважение, каждый делает свое дело очень качественно, профессионально, поэтому выделить кого-то одного не могу.
– Скажите, а вообще насколько сложно вам, исполнителю хеви-метал, перестроиться на академическое музицирование?
– Мы не перестраивались – наоборот, настраивались на совместное исполнение. Мы играли практически точно так же, как это делаем всегда. Единственное, что пришлось изменить – сильно убавить громкость наших инструментов на сцене. Для нас это не очень удобно и совсем непривычно, но по-другому просто невозможно грамотно озвучить оркестр, да и не только оркестр, а всю сцену.
– С дирижером Ульфом Вандербрандтом вы сразу нашли общий язык? Что он думает о творчестве «Арии» и есть ли у него ваши любимые песни?
– Да, мы очень быстро нашли взаимопонимание. Возможно, это связано с тем, что он начинал как рок-барабанщик, который получил классическое образование и переключился на дирижирование. Он всегда очень тепло отзывается о наших песнях и творчестве в целом. Одной из своих любимых композиций называет «Точку невозврата» с нашего крайнего альбома «Через все времена».
– Вы с Владимиром Холстининым являетесь старожилами группы и, наверное, все-таки, ее лидерами. В симфоническом проекте главным на сцене выступает дирижер. Не испытываете ли вы некоего соперничества с ним?
– Между нами нет никакого соперничества – тем более на сцене, потому что главной на концерте является музыка, которая всех нас и объединяет. Мы все делаем одно большое дело и работаем как единая команда, понимая друг друга с полувзгляда.
– Недавно норвежская группа Tomorrow’s Outlook перепела вашу песню «На службе силы зла». Довольны ли вы результатом? Как вообще относитесь к каверам на «Арию»? Сергей Чиграков, например, говорит, что когда слышит, как его песни играют молодые музыканты, хочет подойти к ним и показать правильные аккорды. А Ольга Кормухина считает, что молодежь не может осмысленно петь ее песни в силу юного возраста.
– Я не хочу никого учить, объяснять правильные аккорды или говорить о возрастном цензе при исполнении тех или иных песен. Я считаю, что все измеряется талантом. Если это сделано талантливо, то никогда не будешь думать о возрасте исполнителя. Что касается норвежцев, мне очень понравилось, как они сделали кавер. Тем более что это был первый кавер на английском языке на нашу музыку, который я услышал. Очень понравился вокалист! Именно так и должны, в моем понимании, звучать наши песни.
– В популярном проекте «Голос» конкурсанты довольно часто исполняют песни «Арии». Как думаете, почему они их выбирают?
– Я слышал там одну песню «Арии», по-моему, это был «Штиль». Песни для конкурса, коим является «Голос», выбирают таким образом, чтобы максимально полно показать свои вокальные данные. А может, я и ошибаюсь. Проект этот смотрю урывками, в последнем сезоне очень болел за Дарью Ставрович. Конечно, участие и тем более победа в таком конкурсе – это огромная помощь начинающим артистам. Но она не является достаточным условием для успешной карьеры.
– К новому туру «Ария» анонсировала выпуск уникальной коллекции атрибутики, которая будет продаваться только на концертах. Можете немного рассказать, что это будет и сколько денег вашим фанатам лучше взять с собой, чтобы гарантированно хватило на эти памятные вещицы?
– Мы стараемся к каждому туру придумать что-то новое, в том числе и атрибутику. Для этого тура разработали новые дизайны. Некоторые позиции будут выпущены ограниченным тиражом и в дальнейшем не будут производиться. Предварительные цены и ассортимент мы обязательно опубликуем накануне тура на сайте «Арии», чтобы каждый фанат смог обдумать свои покупки заранее.
Сергей Попов, Михаил Житняков, Виталий Дубинин, Владимир Холстинин
– На чьи концерты вы сами с удовольствием ходите? Покупали когда-нибудь мерч коллег и брали ли автографы?
– Я с удовольствием хожу на концерты западных артистов – в основном тех, с творчеством которых знаком уже давно. Metallica, Iron Maiden, Black Sabbath, Muse – вот самые крупные концерты, которые посещал не так давно. Конечно, покупаю мерч, но автографы не беру. Российских коллег слушаю на «АрияФесте» и других фестивалях, где мы участвуем.
– Минувшим летом вы разместили на своей страничке в соцсети забавную фотографию концертного баннера «Арии» с монстром, который теперь красуется на заборе вашей дачи. Скажите, баннер как-то помог? Может, теперь вас не тревожат воры, или птицы больше не клюют урожай? И какое еще применение бывшим атрибутам «Арии» находят участники вашей группы?
– Хороший вопрос! Не знаю, может, баннер и отпугивает непрошеных гостей. У меня он очень долго лежал в сарае на чердаке, лет 15, наверное. И вот тут стал разбираться и решил, что пришло время дать ему вторую жизнь. А вообще, очень много баннеров с прошедших концертов мы раздали друзьям и знакомым, которые являются поклонниками группы.
– В сентябре 2016 года альбом «Арии» «Через все времена» полетел в космос на борт МКС. Удалось ли вам познакомиться с космонавтом Алексеем Овчининым? Какие еще необычные путешествия совершала ваша музыка?
– Трудно сказать, что может сравниться с путешествием музыки на МКС – пожалуй, ничего. С Алексеем удалось пообщаться по электронной почте, которая пришла прямо с МКС. Он написал очень много теплых слов о нашей группе и музыке. Сказал, что на МКС есть все альбомы «Арии»! Мы, в свою очередь, пожелали ему успешного завершения полета. В общем, у нас остались только самые теплые впечатления от общения.