«Вошла в кабинет и обомлела – на стуле сидел Ваня». Воронежец рассказал, как его бабушка и дедушка случайно встретились во время войны
Удивительная история произошла на Урале
Ирина Бухонова, 6 мая, 19:00
Со дня Великой Победы минуло 79 лет. К сожалению, в Рамонском районе уже не осталось ветеранов Великой Отечественной. Но их образы навсегда отпечатались в воспоминаниях близких и, конечно, на старых фотографиях, каждая из которых – не просто снимок, а целая история. Вместе с нашим читателем, потомком героев, РИА «Воронеж» расскажет одну из таких историй.
– 11 августа 1939 года был самым счастливым днем для дедушки Вани и бабушки Ксении. Они создали семью. А уже в октябре дедушку взяли в Красную армию. В семейном архиве сохранились письма, которые они писали друг другу, а также фотографии. В них столько тепла, любви, надежды на скорую встречу! – начинает рассказ учитель географии Рамонского лицея Дмитрий Холодков.
Тогда его дедушка и бабушка не знали, что судьба приготовила им разлуку на долгих 6,5 лет и встречи, которые они запомнят на всю жизнь.
Когда грянула Великая Отечественная война, Иван Гудков ушел на фронт, и не было ни дня, чтобы он не отправил своей любимой Ксении весточку.
Первая их встреча произошла три года спустя, в 1942 году. Воронежская земля тогда стонала под сапогами фашистских захватчиков. Ксении пришлось эвакуироваться на Урал, в Челябинск. Волею судьбы там же оказался и ее муж Иван, он служил начальником штаба на курсах стрелков-авиарадистов.
– Случайно дед узнал, что прибыл эшелон из Воронежа, – рассказывает Дмитрий Холодков. – Сердце у бойца забилось, и он стал усердно проверять списки эвакуированных, пока не увидел заветное имя.
Иван Гудков быстро узнал, где расквартированы эвакуированные, и тотчас же послал за супругой машину с бойцом.
– Как часто бабушка вспоминала эту историю... Так вот, бабушке Ксении сказали, что ее срочно вызывает начальник штаба, время на сборы не отведено. Как она перепугалась! Прибыв на военный аэродром, бабуля робко вошла в кабинет и обомлела – на стуле сидел ее любимый Ваня. Это было 23 февраля 1942 года, – продолжает Дмитрий Холодков.
Они пробыли вместе всего неделю. Проводив мужа, Ксения осталась на Урале. Было трудно, в каждой квартире жили по 3−4 семьи.
– На день бабушке полагалось 400 г хлеба – это еще много, ведь она ждала первенца. А дедушка писал ей письма каждый день. Все они хранятся в нашем семейном архиве, – улыбается внук этой чудесной пары.
Воронеж освободили 25 января 1943 года. Ксения с двухмесячным сыном Сашей вернулась в Рамонь. Сразу же устроилась на работу – начальником карточного бюро. Работать приходилось сутками, но она находила время, чтобы послать любимому мужу фотографии сына.
Вторая их встреча случилась весной 1944-го, когда Иван Гудков был послан в Воронежскую область.
– Самолет кружил над станцией Рамонь. Бабушка вышла показать подросшему сынку стальную птицу, – продолжает рассказ Дмитрий. – Самолет сделал круг, и из кабины по пояс показалась знакомая фигура.
В той машине был Иван Гудков. Он сумел посадить самолет неподалеку и обнял жену и маленького сына. На этот раз судьба дала им три часа.
– Дед не сразу пришел с войны, окончательно его демобилизовали только в конце февраля 1946 года, – говорит внук. – Он вернулся к своей Ксении живой и невредимый.
Иван Гудков освобождал Украину, Молдавию, Румынию, Югославию, Венгрию, Болгарию и Австрию. В дальнейшем оба супруга вернулись в родную школу, Иван – учителем истории, Ксения – библиотекарем. Так началась история учительской династии, которую и продолжает Дмитрий Холодков.