Авторы новой концепции учебника по истории России объединили Февральскую и Октябрьскую революции
Такое изменение истории они называют «общественным консенсусом».
Людмила Минаева, 1 ноября 2013, 12:39
В концепции нового учебника истории России Октябрьская революция не признается ни «великой», ни «социалистической», а представлена лишь как этап «Великой русской революции», сообщает телеканал «Дождь». Концепция занимает 80 страниц.
90‑е и 2000‑е годы, как и ожидалось, предлагают изучать в школе в несколько спорной трактовке, однако возникли вопросы и к более ранним периодам истории. Например, Татаро-монгольское иго почему-то называли «иго Золотой Орды». Обнародованная концепция, отмечают ведущие в студии, перечисляет исторические вехи скупо и точечно, практически хэштегами, поэтому, отмечают авторы программы, выводы о ней делать рано. О новой концепции учебника в эфире телеканала рассказал доктор исторических наук, замдиректора Института российской истории РАН, член авторского коллектива проекта Историко-культурного стандарта Сергей Журавлев.
Ведущие акцентировали внимание на выбор персоналий для упоминания в учебнике истории XX-XXI веков, среди которых есть, к примеру, Юрий Шевчук, но нет Березовского и Ходорковского. Сергей Журавлев отметил, что это – «общественный консенсус».
Однако дискуссию вызвало другое заявление историка.
- Первоначально мы не хотели упоминать словосочетание «Великая Октябрьская социалистическая революция», - сказал в эфире Сергей Журавлев. – В концепции осталось «Великая русская революция». Это примерно то же самое, что говорят французы о своей революции. Есть великая французская революция, у нас есть великая российская революция 1917 года, которая прошла в своем развитии несколько этапов: события в феврале (раньше называлась февральской), события в октябре (раньше называлась Октябрьской революцией) и Гражданская война как продолжение революции. Очень многие наши граждане выступали за то, чтобы упоминание Октябрьской революции оставить в концепции. В результате, если вы посмотрите, там говорится о великой российской революции, прошедшей в своем развитии несколько этапов (в скобочках: в том числе Октябрьская революция). Нет слова ни «великая», ни «социалистическая».
Это решение, по словам историка, также часть «общественного консенсуса». Сергей Журавлев напомнил, что, когда был опубликован первый вариант учебника, сразу начались широкие обсуждения. Свое мнение высказали ветераны войны и труда, религиозные деятели, учителя, родители и сами школьники.
Newsru.com со ссылкой на «Коммерсант» сообщает, по мнению сопредседателя Российского исторического общества и директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна «революции вошли в число трудных вопросов уже по ходу работы над стандартом».
- Мы решили отказаться от терминов «Февральская революция», «Октябрьская социалистическая революция», потому что одни считают эти события революцией, другие - переворотом, - цитирует издание ученого, который добавил, что в итоге он и его коллеги «пришли к неплохой идее».
Коммунисты с этой идеей не согласны. Со ссылкой на «Интерфакс» Newsru.com цитирует зампреда ЦК КПРФ Валерия Рашкина, который сказал, что нужно чтить историю как царского, так и советского времени. Он также подчеркнул, что во всем мире этот период истории известен именно как Великая Октябрьская социалистическая революция.
30 октября концепция нового учебно-методического комплекса по истории России была отправлена на утверждение президенту Владимиру Путину. В стандарт включены оценки ключевых событий истории и даны основные подходы к преподаванию предмета в школе, а также перечислены темы, события и персоналии, которые должны войти в учебники. В конце брошюры перечислены 20 трудных вопросов истории России, по которым планируется издать отдельные пособия и методички.