Автопредприятие в Воронежской области изготовило точную копию «катюши»
Машина проедет по поселку Подгоренский 9 мая.
Вита Ершова, 5 мая 2020, 11:59
Сотрудники Подгоренского пассажирского автотранспортного предприятия (ПАТП) изготовили точную копию ракетной установки БМ-13, которую в годы войны ласково называли «катюшей». Номер на автомобиле – 41–45, на дверях наклеены знаки гвардии. Есть и музыкальная установка, чтобы транслировать знаменитые песни военных лет. Автомобиль проедет по улицам поселка городского типа Подгоренский Воронежской области в субботу, 9 мая. Об этом журналисту РИА «Воронеж» рассказал директор ПАТП Александр Погибельный.
Идея создать точную копию знаменитой «катюши» принадлежит главе администрации района Роману Бересневу.
– Когда Роман Николаевич предложил создать боевую машину, мы согласились. Ведь мы выросли среди ветеранов, наше поколение воспитано на патриотических песнях и рассказах участников войны, – пояснил директор ПАТП.
В декабре 2019 года подходящий автомобиль 1959 года выпуска отдал предприятию житель подгоренского хутора Куренное. Местная коммунальная служба предоставила два трактора, которые отбуксировали автомобиль в ПАТП.
Основную работу взяли на себя заведующий мастерскими Сергей Барабашов, контролер пассажирского транспорта Сергей Бабенко и автомеханик Иван Гончаров.
– Починить машину нашим сотрудникам было нетрудно, они опытные специалисты. В ремонте автомобиля помогал работник пансионата «Подгоренский» Иван Мажарин. Самым сложным было соблюсти точность копии. Мы несколько раз ездили в парк Патриотов в Воронеже, где находится реактивная установка БМ-13 «Катюша». С нее мы и снимали все размеры. Искали информацию в интернете, смотрели изображения, как она должна выглядеть, – рассказал Александр Погибельный.
Сергей Барабашов работает на Подгоренском ПАТП 26 лет – сначала токарем, а потом заведующим мастерскими:
– Я ездил в Куренное, помогал в транспортировке автомобиля. Потом вытачивал снаряды на установку, мы с коллегами ремонтировали двигатель и ходовую. Съездили в Воронеж, посмотрели, какая «катюша» там стоит. Помню, 31 декабря мы работали до позднего вечера и не могли оторваться, настолько нам всем было интересно.
После празднования 75-летия Победы копию «катюши» планируют поставить на площадке возле ПАТП (улица Дачная, 10), чтобы создать в райцентре новую достопримечательность.
Справка РИА «Воронеж»
Первую «катюшу», которая монтировалась на грузовик ЗИС-6, испытали еще в 1937 году. За семь дней до войны советские инженеры в Реактивном научно-исследовательском институте успели создать шесть боевых установок. На Воронежский завод имени Коминтерна отправили чертежи для запуска серийного производства. Для их проработки в Воронеже собрали группу конструкторов и технологов.
Работа над чертежами велась круглосуточно – в обстановке строжайшей тайны – в отдельной комнате на втором этаже заводоуправления. Вывески у кабинета не было, а двери всегда закрывали на замок. Именно тогда конструкторы решили заменить сложные фигурные направляющие установки двутавровой балкой – это повысило прочность конструкции. А заводские инженеры-электрики Яков Тупицын и Евгений Низовцев переделали пульт управления огнем. Изначально в чертежах РНИИ он был выносной. Чтобы произвести выстрел, командир установки должен был взять из кабины катушку-барабан, пробежать с ней 25 м в укрытие и поворотом ручки замкнуть 16 контактов. Воронежские инженеры смонтировали пульт в маленьком ящике в кабине шофера.
Завод имени Коминтерна начал делать «катюшу» в первые дни войны, и уже через две недели были готовы две экспериментальные модели. Их отправили в Москву. Испытания прошли на московском полигоне, после этого модели поступили в экспериментальную батарею капитана Ивана Флерова – нашего земляка.
«Коминтерновцы» выпускали «катюши» до поздней осени 1941 года, пока завод не эвакуировали на Урал. А 14 июля 1941 года машины испытали в бою в районе железнодорожной станции Орша, где скопились гитлеровские эшелоны. «Катюши» дали первый залп – у немцев началась паника. В докладе Гитлеру они написали, что русские изобрели оружие, подобное землетрясению.
В октябре 1941 года батарея капитана Флерова попала в окружение в деревне Богатыри Смоленской области. Боеприпасы закончились, и бойцам пришлось взорвать себя и «катюши», чтобы машины не достались врагу.