«Атака на бизнес». О чем рассказал уполномоченный по правам предпринимателей в Воронеже
Борис Титов – о ключевых проблемах и способах их решения.
Евгения Полухина, 19 ноября 2018, 14:20
Уполномоченный по правам предпринимателей при президенте РФ Борис Титов встретился с бизнесменами и общественниками на Воронежском форуме предпринимателей в Expo Event-Hall сити-парка «Град» в пятницу, 16 ноября. Он рассказал об основных проблемах, с которыми сталкивается предпринимательское сообщество, и ответил на вопросы участников форума. Ключевые темы, которые поднимались на встрече, – в материале РИА «Воронеж».
Уголовное преследование бизнеса
Борис Титов отметил, что задача аппарата уполномоченного – бороться с проблемами, с которыми сталкивается бизнес, и предлагать власти способы их решений. Однако проблем, по его словам, «больше, чем решений». Это высокие тарифы, налоги, проценты по кредитам, вопросы развития нестационарных торговых объектов.
По словам Бориса Титова, самая большая проблема связана с необоснованным уголовным преследованием бизнеса.
– Нередко мы видим, что дело возбуждается на пустом месте, потому что кто-то этого захотел. Бороться с этим, к сожалению, тяжело, – отметил уполномоченный по правам предпринимателей. – К нам поступает много обращений от бизнесменов. Но могу сказать, что сила наша не беспредельна. Когда ты выступаешь против следственного управления, даже на региональном или районном уровне, чувствуешь серьезную силу, направленную против тебя. Сложно бороться с правоохранителями. Тем не менее у нас есть несколько инструментов. Во-первых, необходимо информировать. Все наши обращения читаются на «верхнем» уровне. Сегодня мы при президенте, поэтому реакция идет незамедлительно. Во-вторых, у нас есть межведомственная рабочая группа при прокуратуре, где рассматриваются конкретные дела. Совместно было рассмотрено 120 дел, в 27 случаях с бизнесменов сняли все претензии. В целом в 2018 году мы сумели помочь бизнесменам по 56 уголовным делам.
Борис Титов подчеркнул, что при обращении в аппарат уполномоченного шансов у предпринимателей гораздо больше. Не стоит молчать и пытаться договориться с правоохранителями «в кабинете» – это может привести к серьезным последствиям. Было много случаев, когда попытка дать взятку заканчивалась плачевно для бизнесмена. К примеру, в Ростовской области предприниматель получил семь лет лишения свободы вместо возможных двух.
– Помимо уполномоченного, есть еще институты, которые помогают бизнесменам. Создана Ассоциация защиты бизнеса. Мы серьезная государственная структура, которая должна отстаивать позиции жестко, но в консервативной форме, спокойно. Ассоциация – это наше юридическое крыло, которое может и «пошуметь», в суд прийти с камерами, если надо, снять судью, выносящего неправильное решение. Было несколько случаев, когда людей вытаскивали из-под ареста.
Проверки надзорных органов
По словам Бориса Титова, проверок в последнее время становится меньше. В этом не последнюю роль сыграла прокуратура, которая реже стала выдавать разрешения на внеплановые надзорные мероприятия. Был создан реестр проверок, который автоматически снизил их количество. Однако окончательно проблема с необоснованным приходом ревизоров еще не решена.
– У нас есть свои инструменты борьбы с таким явлением. Например, приложение в телефоне «Набат». Если неожиданно приходит проверка, предприниматель может воспользоваться приложением, нажать кнопку и в режиме реального времени сообщать нам о происходящем. Было несколько случаев, когда предприниматели показывали представителям ведомств, что «нажали кнопку быстрого реагирования», и проверяющие убегали, потому что это были фейковые проверки, на которые никаких правовых оснований не было. Они приходят, пытаются наезжать, получать откупные, – рассказал Борис Титов.
Крупные компании демпингуют цены на алкоголь
Председатель комитета по торговле Торгово-промышленной палаты Воронежской области Дмитрий Тарасевич рассказал Борису Титову, что федеральные сети, которые занимаются продажей алкогольной продукции, развязали ценовую войну. В частности, они начали демпинговать цены на пиво. Этот товар не имеет минимальной розничной цены. Крупные федеральные сети опустили ее ниже себестоимости. Остальным предпринимателям приходится поддерживать этот процесс. В итоге магазины страдают от давления, производителям негде продаваться, оптовики разоряются. Росалкоголь выступил с идеей введения минимальной розничной цены на пиво. Дмитрий Тарасевич поинтересовался у омбудсмена, как он оценивает эту ситуацию.
– Такие ценовые войны приводят к «вымыванию» огромного количества товара, остаются дешевые продукты, не самые качественные. Поэтому государство должно это контролировать, не допускать дисбаланса на рынке, – отметил Борис Титов. – Конечно, это жесткая конкуренция. Ограничивать торговые сети можно жестким контролем за их финансовой отчетностью. Есть много компаний, которые делают низкие цены за счет того, что ведут какую-то двойную бухгалтерию. Другой способ – вводить минимальные цены. Мы считаем, что это правильный путь. В отношении водки это давно было введено, недавно – по игристым винам. По вину и пиву пока ограничений нет. С пивом ситуация сложнее – слишком много наименований, сортов. У нас 80% рынка – это пивные напитки, а не пиво. Но я думаю, что минимальную цену установить можно. Это помогло бы сохранить нормальные взаимоотношения розницы с сетями.Борис Титов признался, что не изучал этот вопрос, но заверил, что подключится к нему, если получит официальное обращение со стороны пивного сообщества.
Обязательная установка контрольно-кассовых аппаратов
Соучредитель Воронежской областной общественной организации «Объединение предпринимателей» Татьяна Гончарова заявила, что сейчас принимаются законы, которые усложняют работу предпринимателей. По ее словам, работать в рамках правового поля практически невозможно. При этом к мнению общественности при принятии законов не прислушиваются. В качестве примера она привела норму, обязывающую бизнесменов устанавливать контрольно-кассовые аппараты (ККТ). По ее словам, расходы малого бизнеса из-за этого превысят доходы.
– Вы защищаете малые торговые объекты, но признайтесь, там не все «белое». Я знаю нескольких предпринимателей, которые в 1990-е годы поставили палатку и с тех пор ничего не изменили: никаких новых технологий не ввели, развиваться не пытались. Как правило, они не платят налоги. Таких примеров очень много. Внедрение контрольно-кассовой техники идет в том числе для тех предпринимателей, которые платят налоги. Им такая нечестная конкуренция не нравится. Все должны быть в одинаковых условиях. Могу сказать, что внедрение аппарата уже привело к тому, что государство получило 1,5 трлн рублей, уходит черный оборот, – отметил Борис Титов. – Кроме того, ситуация с ККТ – как раз тот случай, когда законодатель к нашим замечаниям прислушался. Мы настояли, чтобы был создан специальный штаб, который в постоянном режиме мониторит ситуацию по стоимости ККТ. Дело в том, что предприниматели-спекулянты завысили цены. Все знали, что ККТ в обязательном порядке вводится с 1 июля, поэтому решили сделать на этом деньги. Стоимость за комплект достигала 100 тыс. рублей. В результате нам удалось сдвинуть сроки внедрения для малого бизнеса и добиться снижения стоимости аппаратов. Теперь можно купить комплект за 20 тыс. рублей.
Принятие закона «О самозанятых»
Татьяна Гончарова также упомянула закон «О самозанятых». Она отметила, что и в этом случае Госдума не учла мнение общественности при рассмотрении этой инициативы.
– Вопрос о том, чтобы ввести максимально простой налоговый режим для самозанятых, обсуждается уже четыре года. Предлагалось убрать формальные составляющие, чтобы можно было прийти в МФЦ, заплатить 10-20 тыс. рублей за год и таким образом получить разрешение на работу. Что-то вроде патентной системы. При этом не будет отчетности и бухгалтерии. Государство долго думало, соглашалось. Но в итоге было решено принять другой закон, который у нас называли «закон о нянечках». По четырем видам деятельности дали возможность не платить НДФЛ. Из 15 млн самозанятых зарегистрировались только около 1 тыс. человек. Не сработало. Теперь они придумали другую схему – налог на самозанятых. Через приложение в телефоне вы должны будете платить 4-6% от оборота. Это хорошо там, где есть неналичный оборот. Но там, где «темно», там, где нет никаких агрегаторов, мало вероятности, что это сработает. Вы бы пошли в такую систему? Я бы не пошел. Поэтому мы настаиваем: если делать такой эксперимент, то и по нашей схеме фиксированной оплаты. Тогда будет видно, что людям больше нравится. Может быть, и Воронежскую область следовало бы подключить к эксперименту, – сказал Борис Титов.
Ужесточение требований к застройщикам
Председатель Союза строителей Воронежской области Владимир Астанин поинтересовался, как уполномоченный относится к вопросу ужесточения законодательства по защите прав дольщиков. По его словам, изменения приведут к тому, что малый бизнес просто уйдет в банкротство. Таким образом, некому будет выполнять майские указы президента по наращиванию объемов жилищного строительства.
Борис Титов заверил, что занимается этим вопросом:
– Это удар по стройке, а значит, удар по людям. Причем речь идет и об уже выданных разрешениях на строительство. Вводятся спецсчета, увеличение страховой части до 6% с сегодняшнего 1% с небольшим. Это приведет к тому, что обманутых дольщиков в стране станет больше, потому что очень большое количество компаний разорится, – пояснил Борис Титов. – Еще проблема в том, что банковская система не готова к изменениям. Все финансирование ложится на банки. Только десять банков реально могут что-то финансировать.
Уполномоченный по правам предпринимателей согласился с заявлением Татьяны Гончаровой о том, что власти создают «нереальные условия» для развития малого бизнеса. Он отметил: сейчас буквально ведется «атака на бизнес», что для нормального развития экономики страны неприемлемо.
– Мы долгое время жили в условиях, когда бизнес реально спасал страну. В 1991 году, когда практически за несколько месяцев промышленность упала на 60%, помогли как раз предприниматели – челноки, которые привезли дешевый импорт. Сложно представить, что было бы, если бы не они. То же самое происходит во время любого кризиса. Именно бизнес находит выход из положения. Говорят, что у нас нехватка малого бизнеса – это неправда. Просто он не показывает себя, не хочет платить налоги. У нас огромный теневой сектор, – подчеркнул Борис Титов. – Власть сегодня видит основу экономики в сырьевом секторе, в экспорте нефти. Думает, что за счет него можно решить социальные вопросы. Решать их можно с 15-20 крупными компаниями, с которыми легко договориться. С огромным кластером предпринимательства сделать это тяжелее. Особенно тяжело малому бизнесу на фоне внешних проблем – напряженной ситуации с другими странами. Внутренние вопросы уходят на второй план. Надеюсь, что все изменится. Ленин говорил, что пролетариату нечего терять, кроме своих цепей. Наши цепи, которые привязывают нас к земле, – это наши активы, наши предприятия. Нам есть что терять. Бизнесу надо объединяться в общественные организации, институты уполномоченных, а не сидеть по норкам и бояться, что придет налоговая инспекция.