Астроном Владимир Сурдин в Воронеже: «До колонизации Марса пройдет больше 20 лет»
Исследователь назвал Марс «запасной» планетой для землян.
Михаил Супруненко , 23 марта 2015, 07:40
Астроном, доцент МГУ Владимир Сурдин рассказал воронежцам, что марсианские пески на самом деле не красные, где искать жизнь на Марсе и почему экспедиция Mars One не достигнет планеты. Лекция Владимира Сурдина прошла во Дворце творчества детей и молодежи в воскресенье, 22 марта.
Марсианские хроники
– Понятие «зона жизни» определяет область на расстоянии от Солнца, где на планете может быть жидкая вода и температура от нуля до 60 градусов. Когда планеты только сформировались, в зоне жизни находилась Венера. Но там стало очень жарко, и в зону жизни вошла Земля. Солнце светит все мощнее и мощнее, и через полтора миллиарда лет Земля, как и Венера, выйдет из этой области. И в зону жизни попадет Марс. Пока что там слишком низкая температура и давление. Но есть вода и прозрачная атмосфера, которая пропускает свет. И если искать «запасную» планету для землян, то это Марс. Столетия назад астрономы считали Марс обитаемым. Видели на нем «моря» и «каналы». «Моря» оказались неровностями ландшафта, а снимки со спутника показали, что никаких «каналов» на Марсе нет. Хотя через телескоп их можно различить. Возможно, это почва другого цвета в местах разлома коры, которая заметна только с большого расстояния. По традиции, темные места называют «морями» и каналами до сих пор.
Есть ли жизнь на Марсе
– Но по-настоящему важны полярные шапки на полюсах. Там очень холодно, температура не поднимается выше 80-120 градусов холода. Основную часть шапки составляет вода, а марсианской зимой замерзает даже углекислый газ, из которого состоит местная атмосфера. Почва по краям полюсов напоминает тундру, а спутниковые фото показывают следы текущей воды. Но в остальном поверхность Марса покрыта метеоритными кратерами и кажется безжизненной. Можно точно сказать, что на поверхности Марса жизни нет. Но не все так просто. В атмосфере Марса приборы зафиксировали метан. Он мог выделиться из-за какой-то геологической аномалии. Но на Земле метан часто появляется в результате жизнедеятельности крупного рогатого скота или гниения болот. На Марсе, разумеется, животных нет. Но метан могли выделить бактерии, живущие под поверхностью. На снимках видны провалы в почве. На Земле такие провалы ведут в сети подземных пещер. Под поверхностью Марса температура мягче, и там вода сохранится в жидком состоянии. В этих пещерах стоит искать бактерии. Но пока робот-спелеолог не создан, проверить происхождение метана невозможно.
Марс – не красная планета
– На фотографиях Марса мы видим красную пустыню. Красноватый цвет определяется оксидом железа или простой ржавчиной, которой богат марсианский песок. На самом деле, на Марсе есть пейзажи, напоминающие земные: пустыни с белыми барханами, впадины, напоминающие замерзшие озера, неизвестные минеральные образования, напоминающие лес. Карты Марса проработаны детальнее, чем карты Земли, ведь часть земного ландшафта скрыта лесами и водой. Но на планете поднимаются очень плотные пылевые бури. Из всего спектра цветов красный лучше всего проникает сквозь пылевую завесу и окрашивает пейзаж в такие тона.
Почему колонисты не долетят до Марса
– Проект Mars One, готовящий колонизацию Марса к 2025 году, – замечательная популяризаторская идея. Человечество потеряло интерес к инопланетным исследованиям, в то время как крошечный Челябинский метеорит выбил стекла во многих домах города. Метеорит радиусом 300 метров вызовет разрушения на много километров, землетрясения, катаклизмы. А 10-километровый метеорит уничтожит нас, как динозавров. Нам нужен запасной вариант. Но сейчас роботы гораздо полезнее и эффективнее освоят Марс, чем люди. Земные колонисты просто не долетят до Марса. Даже если ученым удастся создать ракету, способную перенести тонны воды, пищи, стройматериалов, первые марсианские колонисты рискуют получить смертельную дозу радиации. Я думаю, никто не отправит добровольцев на такое. Зато Mars One подготовит человечество к настоящим экспедициям. Земные технологии позволят проводить их, по меньшей мере, через 20 лет.
Программа Mars One предполагает создание первой марсианской колонии к 2025 году. В команду колонистов отбираются добровольцы со всей планеты. На Марс собирался отправиться и воронежец, но позже он выбыл из борьбы.
Владимир Сурдин – известный популяризатор науки, кандидат физико-математических наук, доцент МГУ. Один из ведущих специалистов в России по планете Марс. Автор более 100 научных статей. Участник Международного астрономического союза, член Астрономического общества, Член Бюро Научного совета РАН по астрономии, член редколлегий журналов «Квант» и «Природа». Лауреат Беляевской премии и премии «Просветитель».