Андрей Аверьянов: «Собственный умывальник стоит того, чтобы влезть в долги»
Воронежский актер театра «Современник» рассказал, как изменилась его жизнь после переезда в столицу.
Юлия Львова, 25 января 2015, 11:35
Выпускник Воронежской академии искусств, бывший актер Камерного театра Андрей Аверьянов уже 11 лет служит в столичном «Современнике». К Галине Волчек он попал благодаря протекции народного артиста Валентина Гафта, с которым снимался в фильме «Мелодия любви». Вместе с Валентином Иосифовичем Андрей поставил авторскую программу из пародий и эпиграмм «О своих современниках» - ее премьера состоялась в Воронежском концертном зале в среду, 21 января.
Перед выходом на сцену Андрей Аверьянов рассказал корреспонденту РИА «Воронеж», как сложилась его жизнь в столице: об успешном сотрудничестве с нашей землячкой, известным режиссером Ниной Чусовой, о долгожданном собственном доме и долгах, в которых теперь оказался из-за кризиса, новых киноработах и новой семье.
- Чертовски приятно вернуться в город детства и выступать в театре, на стройку которого я еще пацаном бегал! - отметил в самом начале беседы Аверьянов. - К сожалению, в Воронеже бываю редко: последний раз приезжал два года назад на похороны отца. Но по телефону постоянно созваниваюсь с родней: у меня здесь мама, сестра, дед остались. Сын от первого брака тоже в Воронеже живет. Андрею 16 лет, заканчивает школу. Был у него опыт работы телеведущим. Актерством пока заниматься не хочет, хотя он очень одарен, музыкален. Если надумает, отговаривать не буду - пусть делает, что хочет. Лишь бы человеком стал хорошим. Надо будет чем-то помочь - помогу.
- За новостями Воронежа следите? Слышали, что у Камерного театра наконец собственное здание появилось?
- Конечно. Спасибо соцсетям: наблюдал этот отрадный процесс строительства в Фейсбуке. И я рад, что Камерный обрел свое здание - красивое, современное. Вживую я его не видел, времени не было.
- Не жалеете, что в Москву уехали? В Камерном вы бы сейчас были ведущим актером. (Аверьянов играл в спектаклях «Каин», «Двенадцатая ночь», «Контрабас». За роль Контрабасиста получил приз воронежского отделения Союза театральных деятелей, - РИА «Воронеж».)
- Да ну перестаньте! Может, был бы, может - нет. Это непредсказуемые вещи. Я ни о чем вообще не жалею - это бессмысленное занятие. Ну буду жалеть - что это изменит?
- Михаил Бычков не приглашал выступить в рамках Платоновского фестиваля?
- Лично меня - нет. А труппу «Современника» - этот вопрос надо задать Галине Борисовне Волчек. Пока у меня нет такой авторской работы, которая могла бы заинтересовать Бычкова. Тем более, после моего отъезда в Москву мы с Михаилом Владимировичем практически не общаемся - один раз случайно встретились в лифте «Современника», перекинулись несколькими фразами.
- С воронежскими актерами, которые переехали в Москву, общаетесь?
- Общаюсь. Не все они, конечно, коренные воронежцы, но учились в Воронежском институте искусств. Например, Игорь Гудеев - актер театра «Сатирикон», Игорь Евтушенко из театра Маяковского - мои близкие друзья. И Саша Таран, который тоже учился в нашем институте, но на третьем курсе уехал в Москву и заканчивал уже ГИТИС - мой приятель (правда, он не стал работать по профессии, а занялся предпринимательством).
- А с Ниной Чусовой? Раньше ведь у вас совместные творческие проекты были, вы для ее спектаклей музыку писали.
- С Ниной и ее мужем Юрой (он тоже заканчивал воронежский институт) созваниваемся регулярно. Они ко мне в гости приезжают, отдыхают, ночуют. Я живу в деревне Кабаново, в 35 км от Москвы. Вот после новогодних праздников с детьми собирались навестить, подышать свежим воздухом, покататься на санках, но пока не доехали – заняты. А в плане работы мы продолжаем сотрудничать. Юра ведь тоже стал режиссером, весьма успешно ставит спектакли в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге и других городах. Когда у них возникает потребность в моих услугах, обращаются. Последнее, что мы делали вместе, - спектакль «Божественная комедия» в питерском Театре эстрады. Гальцев там сейчас худрук. Он, собственно говоря, и главную роль сыграл. Я к этому проекту полностью написал всю музыку, тексты песен и выступил, как музыкальный продюсер. Симпатичная штука получилась, я доволен ей. И, насколько мне известно, в Питере этот спектакль пользуется успехом.
- Как ваша музыкальная группа поживает? (Еще в Воронеже Аверьянов основал коллектив «Оркестр правильной музыки Kumuzazo», выступавший в стиле парижского кабаре «с тягучей русской тоской, интеллигентным джазом и бесхитростным блюзом», выпустил два альбома, - РИА «Воронеж».)
- Никак. Последний концерт мы дали года 4 назад в московском пабе. Но мы продолжаем общаться и сотрудничать. Когда мне для театра или кино нужны какие-то живые инструменты - бас-гитара, гитара, клавиши, барабаны, я приглашаю своих ребят - как сессионных музыкантов. Группа сейчас - дорогостоящая штуковина. Московские клубы средней руки не тянут гонорары. Пожалуйста, приходите, играйте – но вы ничего не заработаете. Клуб получает свою прибыль на продаже выпивки и закусок, продажей билетов на концерт он не занимается. Получается, я должен сам делать рекламу. А на это нет ни времени, ни сил, ни средств. С какого перепуга я буду приглашать людей, чтобы они сделали кассу бару? Ну, один раз могу пригласить своих музыкантов поиграть, ну два… Но третий раз мне уже неудобно будет просить. В клубах нет политики раскручивать кого-то. По крайней мере, я в эту струю не попал. Поэтому мы вынуждены были разбежаться. У меня в коллективе ребята все взрослые, им семьи кормить надо. Это молодежь может позволить себе играть в удовольствие, им по кайфу, у них ни перед кем нет обязательств. А у меня восемь взрослых мужиков, предлагать им на халяву поиграть, мне неудобно. Я, конечно, надеюсь, что когда-нибудь обстоятельства изменятся и группа восстановится. Допустим, у меня появится популярность, достаточная для того, чтобы я мог собрать зал без моих на то усилий. Повесил афишу - и люди пошли. Но пока ее нет. Смешную историю расскажу. Выхожу однажды из театра, ко мне подходит женщина с фотоаппаратом: «А Чулпан Хаматова сегодня играет? А Ваня Стебунов?». Я ей отвечаю: Хаматовой сегодня нет, а Стебунова ждите, скоро выйдет. Завел машину, она снова подбегает: «А давайте я пока с вами сфотографируюсь, я вас тоже где-то видела!». Вот это «где-то видела» не сделает кассу. Если б я сегодня приехал без Гафта, зал был бы полупустой.
- Когда вы начинали служить в «Современнике», вам выдали служебную квартиру, а сейчас уже - собственный дом в деревне. Вы его купили?
- Построил. В 2011 году приобрел маленький участочек земли в 8 соток, через год начал строить, а в 2013-ом мы туда заехали. Там еще все в таком состоянии, что работать и работать, даже забора нет. Растет три елки, две березы, кедр. Мама привезла из Воронежа куст боярышника, жена разбила грядки, выращивает мелочь разную. Соседи у нас хорошие. Слева - домик кинорежиссера Наташи Углицких, моей близкой подруги. Я снимался у нее в фильме «На крючке». По-соседки.
- Недавно вы написали стихотворение на злобу дня «Что будет с рублем». На вас кризис тоже отразился?
- А на ком он не отразился? Сейчас хуже всего тем, у кого есть деньги. Эти люди в панике - они не знают, во что вложиться, чтобы не потерять свои сбережения. У меня денег нет, но много долгов. Наступает момент, когда их надо отдавать. Причем, с учетом изменения курса. Я занимал, чтобы дом построить - когда понял, что не могу больше жить в служебной квартире (по сути это - общежитие). Вложил все, что мог. Но, по крайней мере, я теперь живу в своем доме. Мне не надо ни с кем делить умывальник и унитаз. А это стоит того, чтобы побыть в долгах.
- А в кино кризис ощущается?
- Увы, да. Мы сняли два сезона «Белых волков» (сериал на РЕН ТВ о спецназовцах, Аверьянов играет там главную роль - капитана Бурова, -РИА «Воронеж»), руководство канала и продюсерская компания остались довольны продуктом. Только задумали снимать третий сезон, как грянул кризис. Так что, «Белые волки» пока остановлены. Да и вообще много проектов теперь закрывается. Кстати, слово «белый» меня буквально преследует! Сейчас снимаюсь в 12-серийном фильме «Полет белой стрелы». Сюжет основан на документальной истории: в 90-ые, когда в стране царил беспредел, оперативники договорились между собой отстреливать криминальных авторитетов. Получилась такая робингудская история про трех друзей-оперативников, одного из них играю я. По правде говоря, не очень люблю с оружием сниматься, но приходится. Я бы с удовольствием сыграл в какой-нибудь жанровой комедии или в музыкальном фильме.
- Трюки на съемках сами делаете, или стараетесь не рисковать?
- Смотря какие трюки. Элементарно упасть, когда тебя толкнули - я не считаю трюком, актеров учат этому в институте. Другое дело - выпасть из движущейся машины, или бежать, объятый огнем. Плюс надо понимать особенности российского кинопроизводства, где работает много людей, которые пришли с улицы. Надеяться на то, что тебе правильно натянули трос, зарядили пистолет именно холостыми патронами, очень сложно. Трагических случаев на съемках огромное количество. Так что, лучше довериться профессиональным каскадерам. Тем более, они за это деньги получают. Если я буду за них трюки делать, они останутся без хлеба. Зачем это пижонство?
- Многие артисты стараются придумать себе бизнес, или предлагают свое имя под бизнес. Вам не предлагали?
- Нет, но я бы не отказался. У меня нет такого имени, к чему преувеличивать собственную значимость? Меня и в телепроекты никакие не зовут. Туда же в основном приглашают либо людей известных, которые соберут аудиторию, либо фриков - забавных дураков, клоунов по жизни, вроде Зверева и Жириновского. Я ни тем, ни другим не являюсь. Какую аудиторию могу собрать я, кому я интересен - во всяком случае пока?
- Почему вы так самокритично к себе относитесь? Вы - актер «Современника»!
- Я реалистичен. И я вас умоляю, в театре «Современник» 60 артистов, кого вы знаете? Чулпан Хаматову, Валентина Гафта, Нину Дорошину, Лию Ахиджакову, Ваню Стебунова - и все. А их 60! Так же, как и во МХАТе у всех на слуху только Хабенский с Пореченковым. Но там 200 гениальных артистов, получше Пореченкова уж точно.
- Вы делаете пародии на звезд эстрады. Кто-нибудь обижался или, напротив, благодарил за пиар?
- Я не настолько серьезный для звезд полигон, чтобы делать пиар им. Говорят, Денис Майданов обиделся. Странно. Человек, который собирает стадионы, обратил внимание на мою пародию. Кто я для него? Блоха. Может, он просто обидчивый парень?
- В Москве у вас новая семья, две дочки подрастают. Чем они радуют папу?
- Старшая, Саша, ей 12 лет, здорово сочиняет. Любит писать стихи, делает это осознанно, ей нравится жонглировать словами. На день рождения подарила мне майку, где маркером написала свое стихотворение. Младшей, Анечке, полтора годика. У нее любимые игрушки – книжки. Ей не нужны ни мячики, ни кастрюльки, она в них не играет. Жена мешками собирает их и уносит. А вот книжки подолгу листает, рассматривает картинки, очень любит слушать сказки. Я живу обычной жизнью. По тусовкам не хожу - не интересно. Если будет совсем туго, могу вернуться к своей первой профессии - парикмахера. Мужскую стрижку я делать еще не разучился.