Александр Лукинов о «Джазовой провинции» в Воронеже: «В СНГ тоже есть джаз»

Руководитель фестиваля рассказал о его программе.

Софья Успенская, Олеся Шпилева, 3 ноября 2015, 14:32

Андрей Архипов (из архива)

Юбилейный фестиваль «Джазовая провинция» стартовал в Воронеже в воскресенье, 1 ноября. Корреспонденты РИА «Воронеж» побеседовали с руководителем фестиваля Александром Лукиновым и узнали о музыкальной политике в разных странах, особенностях программы-2015 и том, как на ней сказался финансовый кризис.

– Как кризис и курс евро повлияли на программу?

– Все подорожало – бензин, билеты, авиабилеты. Ни один кризис никогда еще не отражался на любом мероприятии положительно с точки зрения его экономики. Но с художественной точки зрения кризис – это иногда даже плюс. Когда все хорошо, ты можешь идти по накату, а когда человеку приходиться думать, находить новые ходы, это дает возможность посмотреть на все с другой стороны. Тем более, в этом году Воронеж – культурная столица СНГ, и фестиваль «Джазовая провинция» включен в перечень мероприятий, которые проходят в этой программе. Так у нас появился коллектив из Белоруссии. Еще у нас выступает Вагиф Садыхов – это пианист, который вырос в Азербайджане и много организовывает там различных мероприятий. И Сергей Манукян, который сейчас живет в Москве, но он армянин. Мы познакомились с людьми из Узбекистана, Казахстана, Азербайджана – это хорошие, интересные, серьезные музыканты. Там вообще все хорошо. Пусто и хорошо. Конечно, мы не должны ориентироваться только на американский, европейский джаз, мы должны быть в контексте. Мировая культура – это все-таки немного больше, чем то стандартное, к чему все привыкли. Конечно, никто так не сыграет и не споет блюз, как человек с темной кожей, у которого это заложено в генах. Это определенный стандарт, но мы должны двигаться дальше. Все-таки миссия фестиваля – показать разные стороны одной медали.

 
Фото – Софья Успенская (из архива) 

– Что собой представляет джаз стран СНГ?

– Не могу сказать, что это что-то невероятно яркое. Безусловно, в российском джазе происходят более интересные вещи, и, конечно, многие музыканты переезжают в Россию, либо в Европу, Америку. Но, в то же время, у меня сложилось впечатление, что Азербайджан находится в очень хорошем состоянии, там много молодых интересных коллективов. В Узбекистане тоже есть, на удивление. К сожалению, коллектив из Узбекистана не смог приехать, потому что на это время у них уже были запланированы гастроли. То есть процесс идет, и в каждой стране есть своя джазовая прослойка, свои коллективы, молодые талантливые ребята, и я думаю, в будущем мы будем контактировать. В Узбекистане на самом деле все хорошо, люди учатся, есть интернет. Конечно, границы стираются, сейчас на развитие музыки влияет не удаленность от каких-то центров, а желание самого человека развиваться. Все возможности сейчас есть, это мы раньше перепечатывали ноты, переписывали бобины, доставали пластинки, а сейчас набрал в интернете – и смотри лучшие образцы, не вставая с кресла. Я думаю, это приведет в будущем к качественному скачку, то есть к развитию как минимум технического мастерства.

– Где еще пройдет «Джазовая провинция»? Программа в Воронеже отличается от программы в других городах?

– Несмотря ни на что, фестиваль будет проходить в десяти городах. Фестиваль – это явление, которое не должно зависеть от обстоятельств. Его художественная составляющая не должна страдать. Дается это не просто. Но фестиваль состоится и в Орле, и в Курске, и в Воронеже, и в Белгороде, и в Липецке, и в Туле, и во Владимире, и в Ярославле, и в Брянске. Конечно, везде приходится ужимать программу, где-то фестиваль будет длиться всего один день. В Воронеже мы постарались сделать насыщенную программу. У нас определенный уровень, более высокий. У нас будут играть Вагиф Садыхов с Игорем Золотухиным, ученики джазовой студии Игоря Файнбойма, оркестр Олега Лундстрема. Мы много работаем с посольствами – нам помогают привозить музыкантов посольство Норвегии, посольство Эстонии, посольство Нидерландов и институт Гете. В программе фестиваля представлены и молодые ребята, которые будут выступать в книжном клубе «Петровский», и Happy55. Интересный немецкий коллектив Johannes Maas Trio, и конечно, голландские музыканты, которые уже приезжали к нам до этого – Стевко Буш и Пауль ван Кеменаде. И Ван Кеменаде привез свой проект «Трехгорный бас». Это тоже интересно – постмодерновая музыка современного звучания. И, конечно, на завершающий день у нас будет чудесное, великолепное трио Espen Eriksen.

– Это один из самых ожидаемых коллективов.

– Espen Eriksen – это уже имя, серьезная европейская величина. Каждый год правительство Норвегии выпускает по диску. У меня, например, есть три их диска, каждый из них интересно отформатирован. В первый вошли достаточно традиционные вещи, во второй – более современный джаз, а в третий – авангард. По таким дискам можно составить представление, что происходит в норвежском джазе.

– Где они распространяют эти диски?

– На выставках, на музыкальных событиях.

– То есть это их централизованная политика?

– Да. И посылают эти диски устроителям, организаторам фестивалей, даже зарубежных. Там действительно введена системная поддержка своих коллективов. 

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.