Актриса Ольга Лысак в Воронеже: «Автором Театра.doc может быть любой человек»

Актриса и режиссер Ольга Лысак – о психотерапии сцены и о том, как сделать актеров из непрофессионалов.

Анастасия Сарма, 27 июня 2016, 22:34

Михаил Кирьянов

Спектакль «Разорвите нашу связь» («Сироты») в рамках фестиваля «Город прав» прошел на сцене книжного клуба «Петровский» в воскресенье, 26 июня. Актрисы столичного Театра.doc Ольга Лысак и Феофания Бурмистрова показали историю о сложных взаимоотношениях матери и удочеренной девочки.

Феофания Бурмистрова, которая исполнила роль дочери-подростка, действительно выглядит очень юной. В разговоре с корреспондентом РИА «Воронеж» Бурмистрова призналась, что не имеет актерского образования.

– Вообще я искусствовед, – рассказала Феофания. – Ольга, познакомившись со мной, решила, что я подойду для этого спектакля. Я сейчас работаю на своей старой работе, которая никак не связана с моим образованием – в фотоателье.

 Феофания Бурмистрова
 Фото – Михаил Кирьянов

Для Ольги Лысак поездка в Воронеж – не первая: два года назад в деревне Елань-Колено проходили съемки фильма «Отзвук». Местные жители тепло приняли столичных актеров и съемочную группу. Однако история фильма была трагической:

– Фильм украли и выложили в интернет, – пояснила Ольга Лысак. – Режиссер Алишер Хамдамов умер от переживаний – не выдержало сердце.

Перед спектаклем корреспондент РИА «Воронеж» побеседовал с режиссером и актрисой Ольгой Лысак.

– Все спектакли Театра.doc основаны на реальных событиях. Какая история в основе спектакля «Разорвите нашу связь»?

– В этот раз материал готовился три года. Его собирал Артем Материнский, который работал социальным психологом. Спектакль у режиссера Варвары Фаэр поначалу никак не складывался – слишком тяжелой была выбранная тема. В конце концов режиссерами выступили Елена Гремина и я. Мы прослушали много аудиозаписей, и эта история получила, наконец, сценическое воплощение. Варвара Фаэр, посмотрев нашу премьеру, сказала, что мы сделали гражданский подвиг. Обычно Театр.doc идет во главе эшелона, он самый первый открывает темы и имена. Но на этот раз нас опередил Хабаровский ТЮЗ – там вышел спектакль «Сироты», который уже выдвигают на «Золотую маску».

– Бывали случаи, когда вы помогали своим героям, решали их проблемы?

– Бывает такое, что к нам на спектакль приходят реальные прототипы героев и, глядя на свою историю со стороны, рыдают и плачут. Происходит интересное соприкосновение, когда человек видит себя через дистанцию. Это очень серьезная терапия. Вы можете годами ходить к психоаналитику, психотерапевту, но такого эффекта не получите. В этом смысле искусство – очень мощный инструмент. Мы надеемся, что прототипы героев спектакля «Разорвите нашу связь» дойдут до нас. Вдруг им это поможет?

 Ольга Лысак и Феофания Бурмистрова
 Фото – Михаил Кирьянов

– У Феофании нет актерского образования. Получается, что в постановках театра могут участвовать люди, не окончившие театральный вуз?

– Это общая практика, достаточно распространенная. Кроме того, у меня педагогическое образование, я преподаю актерское мастерство. Любой, кто попадает в поле моего зрения, просто обречен (смеется). У меня даже скоро стул заиграет. Перед спектаклем в книжном клубе «Петровском» мы провели «кастинг» стульев. Они готовились, «репетировали». Помимо моей работы в Театре.doc, сейчас я создаю народный театр на Южном Урале, в котором играют шахтеры. В процессе игры на сцене люди раскрываются потрясающе. Сейчас там все шахты закрыты, людей охватывает отчаяние. А когда они выходят на сцену, ты понимаешь, какие соки бродят у них внутри. Театр в этом смысле – очень мощный инструментарий. Хвала его создателю, что он существует.

– Ольга, вы известная актриса театра и кино. Как вы оказались в Театре.doc?

– Первый спектакль я поставила в 2005 году. Это были «Красавицы. Verbatim». Пьесу мы создали вместе с Алексеем Забалуевым и Владимиром Зензиновым, в спектакле играли пять красавиц и Тарзан в роли бармена. Это был хит. У нас он шел пять или шесть лет, с полными аншлагами. Такой гламур на сцене doc’а показывался впервые, это была абсолютная революция. Потом я поставила «Шесть пьес» Линор Горалик, «Героя» Паши Казанцева, потом начинала делать «Язычников», но в силу трагических обстоятельств не стала продолжать работать над ними. В doc’е как у режиссера у меня много спектаклей. Кроме того, я много занята как актриса. Обычно я не даю себе ролей «по блату». Быть и режиссером, и актрисой – достаточно большая нагрузка. Тем не менее в «Час восемнадцать» про Магнитского я играю судью, сейчас играю в отличном спектакле «Молчи, Эдип». Актерство меня опять немного утягивает.

– Удается совмещать театр с кино?

– Сейчас с кино не очень-то весело. Хороших сценариев мне пока не присылают. А мне хотелось бы поработать с интересными режиссерами уровня Сокурова и Звягинцева. Сейчас у меня намечается съемка ситкома для очередного сериала канала ТНТ. А после того, как на канале «Россия» показали сериал «Аромат шиповника», где я играла ткачиху Зинку, меня стали узнавать на улицах.

 
 Фото – Михаил Кирьянов

– Театр.doc некоторые называют «чернушным». Мол, театр поднимает проблемы субкультур, сексуальных меньшинств, гастарбайтеров. Вас не обижает такое мнение?

– Это достаточно поверхностный, примитивный взгляд. Более того, эта формулировка устарела. Этот ярлык не имеет никакого отношения к реальности. Это тончайший театр, который работает с живой фактурой, с очень глубокими пластами психики, и это действительно имеет отношение к настоящему искусству. Театр находит болевые точки. Когда уже не помогают социальные институты, он фокусирует на них внимание. Это имеет отношение к психологии и человеческим ценностям, и никак нельзя сказать, что это имеет негативный оттенок.

– Получается, что театр эволюционирует вместе с поднимающимися в спектаклях темами?

– Да, изначально Театр.doc поднимал темы мигрантов (помните «Войну молдаван за картонную коробку»?). Для начала нулевых спектакль был революционным – слово мигрантам на сцене до этого никто не предоставлял. Сейчас академические театры уже поворачиваются лицом к современным пьесам. Хотя происходит это со скрипом. С точки зрения коммерции и безопасности гораздо удобнее ставить Рэя Куни, Ильфа и Петрова. Но, как говорит Михаил Угаров, «театр не может быть безопасной территорией». Он должен заставлять человека немного поразмыслить, а не стучать, хохоча, по коленке, как это происходит на антрепризах. Антреприза – это накатанные рельсы, но не надо называть это искусством и театром. То, чем занимаемся мы, – лабораторная история, это открытие новых имен, формирование драматургической сцены, талантливых авторов.

– Сколько режиссеров и актеров насчитывает Театр.doc?

– Огромное количество. Театр.doc – это театр для каждого. Любой человек может прийти к нам и предложить свой проект. Рассказать про своего соседа, брата, составить документальную историю. В этом смысле это очень демократичное и свободное место. Если человек не имеет литературного образования, но, если его опус удачный, он обязательно будет оценен. Человек приходит и понимает, что он не один со своими проблемами. Он видит таких же людей, у которых проблемы с мамой и проблемы с подростком-сыном. Сейчас у нас идет спектакль «Шпатель», в котором играет мигрант из Узбекистана – артист балета, вынужденный работать на стройке в Москве и шпаклевать стены. Никто бы никогда не узнал об этой истории, но она стала предметом искусства. Это никакая не чернуха, а внимание к человеку, к его судьбе, к его истории, к его проблемам, к его боли.

– Всякая ли жизненная история подходит для того, чтобы ее показали на сцене? Есть ли темы, которые не поддаются трансформации в театральную пьесу?

– Мне кажется, что сейчас театр имеет много смелых воплощений. Например, у нас есть прекрасный режиссер Всеволод Лисовский. В театре огромный блок занимают спектакли-молчания: мы молчали «Гамлета» и «Персов». Лисовский давал нам «молчание на заданную тему». Это поиск новых форм – авангардных и радикальных.

 
 Фото – Михаил Кирьянов

– Есть ли у театра детская программа?

– Театр.doc много занимается образовательными, детскими проектами. Это целое направление, в котором активно работает сторителлинг. К примеру, с помощью сторителлинга – перевода, адаптации исторической ткани на игровой и фабульный язык – мы рассказываем сложную историю Ивана Грозного мальчику, которого невозможно ничем увлечь. Есть у нас и отдельное огромное направление – соц.doc. Мы занимаемся благотворительностью. Ездим по НИИ, больницам, социальным учреждениям, где пытаемся создать свет и праздник людям с ограниченными возможностями.

– С 2014 года у театра начались проблемы из-за политического давления. Два раза театр вынуждали покинуть помещение, а в 2015 году полицейские явились на репетицию спектакля «Болотное дело». Идет ли спектакль сейчас?

– Да, у нас отбирали помещение два раза. Помещение на Трехпрудном переулке отобрали и заварили вход. С тех пор дверь до сих пор стоит заваренная. На «Болотное дело» полицейские приходили со служебными собаками. Спектакль не запретили. Он идет до сих пор и имеет резонанс. У нашего театра существует общественный договор. Деньги на аренду нового помещения люди собирали сами, через краудфандинг, и помогали делать ремонт. Все было сделано руками людей, которые любят театр. Мой сын там гвозди забивал. Последняя история политического давления на нас была связана с городским праздником. Мы должны были показать совершенно безобидный спектакль «Пушкин и деньги», который был сделан для детей, про Пушкина. Там нет никакой политики. Но, увы, его вычеркнули из программы только потому, что это Театр.doc. На нас навесили непонятный и незаслуженный ярлык. Это неправильно.

– Приходится ли вам «фильтровать» зрителей?

– Действительно, было много провокаций, .doc через все это прошел. Режиссер Марина Александровна Разбежкина как-то раз вела мастер-класс, на который ворвался Энтео (Дмитрий Цорионов, «православный активист» – РИА «Воронеж»). Приходили и другие провокаторы. От них никуда не денешься – это часть реальности.

Справка РИА «Воронеж»

Театр.doc – негосударственный, некоммерческий, независимый московский театр. Основан в 2002 году. Из Театра.doc вышли режиссеры Кирилл Серебренников, Иван Вырыпаев, Дмитрий Волкострелов, драматурги Вячеслав и Михаил Дурненковы, Евгений Казачков, Любовь Мульменко, Наталья Ворожбит. Большая часть спектаклей создается в жанре документального театра, то есть основана на подлинных интервью реальных людей.

Ольга Лысак – режиссер, актриса театра и кино. В 1997 году окончила Российскую академию театрального искусства (ГИТИС). С 1996 по 2000 год работала в Московском музыкальном театре пластических искусств под руководством Аиды Черновой. С 1995 года – актриса Российского академического молодежного театра. С 2005 года – режиссер и актриса Театра.doc и Московского музыкально-драматического театра А-Я. Российскому зрителю известна по сериалам «Кармелита», «Дальнобойщики», «Русские амазонки», «Неотложка», «Громовы», «Аромат шиповника», фильмам «ДМБ» и «Старые клячи». Участник фестивалей «Любимовка», «Новая пьеса», «Премьера.txt», «Действующие лица», «Кино без пленки», лабораторий в Ясной Поляне, семинаров Союза театральных деятелей РФ.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.