Аэродвигатель из газонокосилки и «ракетная» печь. Что создал мастер из Воронежской области
Сергей Скоморохин мечтает сделать жизнь людей более комфортной.
Сергей Мальцев, 1 февраля 2020, 09:00
Житель Богучарского района Сергей Скоморохин полюбил технику еще в начальной школе – более 50 лет назад. До сих пор он постоянно что-то придумывает и мастерит, причем собственноручно изготовленными инструментами. Как мастер облегчает жизнь себе и людям – в материале РИА «Воронеж».
Любимое радиодело
По словам Сергея Скоморохина, в радиокружок он записался в первом классе, но из этой затеи сначала ничего не вышло.
– Писать еще не умел. Читать не мог. Посидел пару занятий, похлопал глазами и бросил это дело. На следующий год, уже во втором классе, снова пошел в кружок. К десяти годам меня уже старостой назначили, – вспомнил мужчина. – В четвертом классе мы ездили в Воронеж на соревнования, «охоту на лис». Заняли там первое место – у нас были самые лучшие радиоприемники. Кроме увлечения радио, я занимался стрельбой и посещал кружок «Умелые руки». В последнем мы много работали с металлом и деревом, и потом, в жизни, мне все эти знания и навыки очень сильно пригодились.
С приобщившим его к технике преподавателем радиокружка местного дома пионеров Николаем Рогачевым Скоморохин дружит до сих пор.
С 1978 по 1980 год Скоморохин служил в армии в Хабаровске при штабе округа. Там тренировались спортивные роты и была хорошо налажена физическая подготовка. Сергей многому научился и даже некоторое время после службы вел детскую секцию борьбы дзюдо.
– После школы я учился в богучарском филиале Богородицкого техникума электронных приборов. Окончил его уже после армии. Работал на «Электронике» (завод «Юпитер» в Богучаре. – Прим. РИА «Воронеж»). Потом ушел инженером на телевышку, где проработал более 19 лет. Именно поэтому и на пенсию вышел на три года раньше – в 2016 году. Ремонтировал телевизоры и продолжал заниматься любимым радиоделом.
Придумывать и создавать
Сергей Скоморохин показал корреспонденту РИА «Воронеж» свою кузнечную мастерскую, где в полном порядке хранились сотни различных, в большинстве своем самодельных инструментов как для кузнечного дела, так и для повседневной жизни. Наковальня, горн, станок для гибки металла, специальная аппаратура...
– Было время, когда я с товарищами работал в городской кузнице. Наши изделия и сейчас можно видеть во многих местах в Богучаре, взять хотя бы школу №1 или городской рынок. Да и много еще всего другого. А вообще, я больше всего люблю придумывать и создавать всякие приспособления и инструменты, которые облегчают жизнь человека, делают ее более комфортной, – сказал Сергей Скоморохин.
Он рассказал, как функционирует оборудованный турбиной газовый горн, который практически не оставляет никакого выхлопа: все остается и сгорает внутри, как в скороварке. Показал, как работают разные приспособления для изготовления металлических украшений из кованых листьев и цветов. В коллекции Скоморохина есть специальные молотки, американский и итальянский, предназначенные для того, чтобы тянуть металл во время ковки. У них смещен центр тяжести, забить гвоздь ими очень трудно. По словам хозяина, это трофеи, оставшиеся еще от итальянских захватчиков.
В своей радиорубке Сергей Скоморохин паяет микросхемы, создает новые радиоприемники и общается с такими же радиолюбителями на коротких и ультракоротких волнах. У мастера все оформлено официально: есть разрешительные документы государственных надзорных органов, зарегистрировано радиоэлектронное средство, имеются утвержденные условия эксплуатации радиостанции, полосы радиочастот и позывной сигнал.
– Просто так ввязываться в разговор нельзя. Есть правила, и они неукоснительно соблюдаются, – сказал Сергей Иванович. – У нас своя группа радиолюбителей, мы часто общаемся между собой, узнаем что-то новое, советуемся. Наши возможности по связи весьма значительны. Не так давно мы связывались с радиолюбителями-энтузиастами из Хабаровска. Около 20 лет назад, когда работал на телевышке, связывался с космонавтами орбитальной станции «Мир» накануне ее затопления в Тихом океане в марте 2001 года. Космонавты облетали Землю за один час и 45 минут, и в определенные часы с ними можно было поговорить. Я спрашивал, почему они работают в радиолюбительском диапазоне. Они отвечали, что есть такой эффект одиночества. Когда там летаешь, не с кем поговорить, а радиолюбители всегда есть на частоте. Если какая авария, они уходят на радиолюбительский диапазон. Сейчас они перешли «на цифру» – общаются через компьютер. А это не так интересно, когда нет живого разговора.
«Удивительная вещь»
Сергей Скоморохин оборудовал ледобур аккумуляторным шуруповертом, чтобы облегчить процесс сверления лунки для зимней рыбалки. По его словам, бур входит в лед легко и идет как по маслу.
Обычную газонокосилку (еще это устройство называют триммером) превратил в аэродвигатель для резиновой лодки, оснастил самодельным винтом из липы длиной 52 см, сделал специальное крепление. Лодка развивает скорость до 10 км/ч.
Для прогулок по Дону и летней рыбалки мастер сконструировал гребные колеса примерно в человеческий рост по спецзаказу владельца туристического плота, смонтированного из 70 бочек по 200 л.
– Колесный пароход – особенный. У него скорость небольшая, зато тяга колоссальная. Даже если он на мель сядет, то сам с нее и вылезет, как трактор. Получается что-то вроде водного вездехода, – рассказал конструктор-любитель.
Один из самых необычных и интересных аксессуаров для отдыха на природе, сделанных Сергеем Скоморохиным, – «ракетная» (или пиролизная) печь. В ее работе используется принцип горения при недостатке кислорода с выделением древесного газа, состоящего на 50% из азота и на столько же – из смеси угарного газа, водорода, углекислого газа и метана. Коэффициент полезного действия (КПД) такого устройства достигает 70%, а дров надо совсем мало.
– Я увидел эту печку в интернете и решил сделать. Удивительная вещь получилась, просто незаменимая на рыбалке. Когда печка выйдет на рабочий режим, дыма практически нет совсем. Он превращается в газ и сгорает благодаря особенностям конструкции. За короткое время можно приготовить и первое блюдо, и второе, и третье, но в небольших объемах, конечно, – поделился Сергей Скоморохин.
При таком высоком КПД расход дров – не дров даже, а небольших щепок – действительно минимален. На природе достаточно наломать или найти несколько сухих веточек.
Чтобы изготовить такую печь, Скоморохину пришлось придумать и соорудить станок для гибки листового металла, который теперь находится в кузнечной мастерской. И богучарский мастер никогда не останавливается на достигнутом.