3D-изображение и навигация. Новое оборудование появилось у детских хирургов в Воронеже
Техника востребована при операциях на мозге и органах брюшной полости
Юлия Львова, 17 декабря 2020, 11:30
В начале декабря врачи диагностировали у семилетней Полины кисту селезенки. Так как образование занимало более 50% органа, девочке грозила полостная операция по удалению селезенки. Однако хирургам Воронежской областной детской больницы №2 удалось не только сохранить орган, но и минимизировать риск развития осложнений благодаря новому оборудованию – 3D-лапароскопической стойке. О том, как в 2020 году расширился спектр видеоскопических вмешательств в больнице, – в материале РИА «Воронеж».
Новое оборудование для проведения видеоэндоскопических операций поставили в областную клиническую детскую больницу №2 в рамках реализации регионального проекта «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» нацпроекта «Здравоохранение» и областной адресной программы капремонта. Подарок пришелся к юбилею медучреждения – в 2020 году хирургическому комплексу исполнилось 45 лет.
За последние 10 лет корпус значительно преобразился, но самые важные изменения произошли в нем именно в 2020 году. Теперь здесь два отдельных блока: реанимационный и операционный, и больше нет неудобного проходного коридора за отделением реанимации. В оперблоке произведен качественный ремонт с современным напольным и настенным покрытием, которое легко моется. Вместо двух операционных на вооружении хирургов теперь четыре (три плановых и одна экстренная) и даже появилась палата послеоперационного наблюдения. Сейчас отделение реанимации и оперблока занимают весь шестой этаж здания.
Операции проводятся по нескольким направлениям: детская нейрохирургия (опухоли головного и спинного мозга), пороки развития (гидроцефалия и травмы), ортопедические заболевания (пороки развития тазобедренных суставов, позвоночника, хирургическое лечение тяжелых форм сколиозов), урологические заболевания (болезни почек), эндоскопические и общехирургические вмешательства с использованием трехмерной техники.
В нейрохирургической операционной полгода назад появились новые высокотехнологичные аппараты – навигационная система и операционный микроскоп. Врачам понадобилось совсем немного времени, чтобы освоить оборудование. По словам заместителя главврача ОДКБ №2 по хирургии, главного внештатного детского нейрохирурга департамента здравоохранения Николая Глаголева, с микрохирургической техникой специалисты детской больницы работают с начала 2000-х годов. Поэтому трудностей с освоением более современного оборудования у них не возникает: «Это как с одного автомобиля пересесть на другой», – говорит Николай Владимирович.
– В нашем регионе всего два аппарата хирургической системы навигации – в Воронежской областной клинической больнице №1 и у нас. Но в детской практике он не менее актуальный: у нас проводятся деликатные хирургических вмешательства, очень часто приходится искать в головном мозге совсем крошечные мишени для проведения операции, которые без навигационной системы и микрохирургической техники «починить» невозможно, – рассказал Николай Глаголев.
К примеру, с помощью навигатора хирург может быстро попасть в узкий желудочек головного мозга. До появления трехмерного изображения врачам приходилось применять сложные схемы расчетов, чтобы построить правильный путь прохождения инструмента. Сегодня «дорогу» к желудочку головного мозга показывает компьютер. Умная техника отображает на мониторе желудочек желтым кружочком. Когда на экране возникает желтая стрелка, это означает, что хирург не попал в цель, зеленая же свидетельствует, что цель обнаружена. Хирург вводит инструмент на определенную глубину и попадает точно в цель. Определившись с местом вмешательства, он делает разрез и проводит операцию.
Для специалистов детской больницы хирургическая система навигации – абсолютно новый аппарат, ранее ничего подобного в медучреждении не было.
– Навигатор позволяет хирургу понимать, где он точно находится и сразу найти цель, понять направление и глубину залегания. Эта техника минимизирует травматичность операции, сокращает реабилитацию и нахождение больного в стационаре. Теперь мы не представляем, как раньше без навигатора обходились, – отметил замглавврача.
Еще один новый помощник детских хирургов – высокоточный микроскоп, который позволяет увеличивать и уменьшать фокусное расстояние. У этого аппарата несколько преимуществ по сравнению с предшественником: он стоит на полу, его удобно перемещать, хирургу хорошо видно изображение по монитору, прибор сам может регулировать фокусное расстояние, плюс у него очень удобная лампа. Также врач может сразу записывать на видео свои действия, что крайне важно для практики.
– До этого микроскопа мы использовали налобный прибор, и сейчас тоже иногда им пользуемся, когда не требуется глубокое проникновение. Лампа на нем весит больше одного килограмма, а с ней хирург может оперировать от получаса до 8 и 12 часов. Представляете, какой груз у него все это время на голове! – объяснил Николай Глаголев.
Комплексное использование микронейрохирургического, нейроэндоскопического оборудования и новой навигационной системы позволяет проводить малоинвазивные вмешательства при опухолях головного мозга труднодоступной локализации, множественных кистах головного мозга, гидроцефалии, краниосиностозах. Специалисты больницы уже провели несколько эндоскопических операций по раннему заращению костей черепа. Раньше подобная операция делалась через большой разрез около 20-30 см. Теперь же хирурги иссекают заросший шов через разрез до 2-3 см, что позволяет минимизировать травму во время операции.
Успешное проведение сложных малоинвазивных операций на органах брюшной полости и забрюшинного пространства с наименьшим травмированием тканей организма стало возможно с появлением минувшим летом 3D-лапароскопической стойки. Оборудование оснащено 3D-видеокамерой, процессором, коагулятором, устройством подачи углекислого газа и жидкокристаллическим 3D-монитором, который дает максимально реалистичное трехмерное изображение оперируемой области.
Во время операции хирург надевает специальные темные стереоскопические очки. Две линзы дают трехмерный эффект практически как в кинотеатре по эффекту присутствия. Визуализация в трехмерном пространстве более эффективна – врач может четко оценивать движения рабочей части инструмента, понимая, на какое количество миллиметров и сантиметров необходимо двигаться.
– Когда создали аппарат МРТ, это был прорыв в медицине. Появилась эндоскопическая стойка – это тоже стало прорывом. Сейчас оборудование дорабатывается: добавляются новые функции, позволяющие делать качественный скачок в хирургии. Это одно из последних слов в технике, когда хирург может контролировать свои движения намного тщательнее, чем раньше. Четкий контроль позволяет расширить спектр операций. Главное преимущество трехмерного изображения – объемная картинка, дающая возможность видеть объекты так, как они расположены на самом деле – их глубину, адекватное отображение углов и движений. В обычном режиме врач может определить глубину только с помощью своего опыта. При работе в 3D есть, правда, один недостаток – после длительной операции у врача болит голова, как у некоторых зрителей после просмотра 3D-фильма в кинотеатре. Но мы уже привыкли, ведь польза от применения этого оборудования больше, чем временная головная боль, – признался Николай Глаголев.
Также в этом году в отделении появился самый современный ультразвуковой диссектор, позволяющий с минимальной травматизацией тканей проводить лигирование сосудов – останавливать кровотечение практически без ножниц. Это происходит благодаря ультразвуковым волнам, которые одновременно высушивают ткань и проводят рассечение. Хирургу не надо делать два движения, достаточно одного нажатия на клавишу и ткани отсекаются без кровотечения. Ультразвуковой диссектор позволяет увеличить скорость проведения операций, вследствие чего пациент находится под наркозом гораздо меньше времени и период реабилитации проходит быстрее.
Полину прооперировали как раз с помощью новой 3D-лапароскопической стойки. Хирурги смогли удалить обширную кисту селезенки без изменения органа. На второй день после операции девочка уже встала, начала ходить. Со дня на день ей должны снять швы и к концу недели выписать.