13 лет без квартир. Почему дольщики ЖК «Хвойный» в Воронеже остались без жилья
По закону пенсионеров не могут включить в реестр обманутых дольщиков.
Виктория Лушина, 25 октября 2017, 19:00
История жилого комплекса «Хвойный» – как детектив с неожиданными поворотами сюжета. Дольщики вложили деньги в строительство многоэтажки 14 лет назад – в 2003 году, но свои квартиры до сих пор не получили. Сначала у застройщика закончились деньги, потом согласившаяся достроить здание фирма пыталась его захватить. Когда стройку отвоевали, жильцы соседнего дома подали в суд: строители незаконно подключились к их коммунальным сетям. Суд постановил снести почти достроенный дом. Пока идут судебные тяжбы, здание обнесли забором и охраняют с собаками.
Почему дольщики ЖК «Хвойный» остались без жилья, разбиралась корреспондент РИА «Воронеж».
Индивидуальная постройка
В 2003 году предприниматель Ольга Кречетова зарегистрировала ООО «ЖСК «Надежда» (позже его переименовали в ООО «ФСК «Панорама»). Женщина стала учредителем и руководителем организации. Она давала объявления в газетах и искала дольщиков для строительства многоэтажного дома в жилом массиве «Хвойный» в районе парка «Олимпик». В том же году она приступила к строительству жилого дома.
– В конце 2004 года администрация Воронежа выдала Кречетовой разрешение на постройку индивидуального двухэтажного жилого дома, а не многоквартирного. Людям об этих нюансах она, естественно, не говорила. Обещала, что будет пятиэтажный дом, в подвале бильярдная и бассейн. При этом она действовала, как хороший психолог: тщательно подбирала дольщиков. Интересовалась, не связан ли потенциальный покупатель с правоохранительной сферой или адвокатурой, чтобы потом не нарваться на проблемы. Например, моей клиентке – Нелли Маранго – уже 74 года, всю жизнь она работала гинекологом во Владивостоке. Когда вышла на пенсию, решила перебраться к сестре в Воронеж. Нелли Ивановна продала жилье на Дальнем Востоке и вложила все сбережения в долевое строительство. Потом она жила поочередно у родственников в Воронежской и Ростовской областях, а сейчас вернулась во Владивосток. Для пожилого человека все это очень тяжело.Василий Вишневецкий
юрист
Ольга Кречетова успела продать квартиры семи дольщикам. ЖСК «Надежда» построил хозспособом (без привлечения подрядчика) только два этажа – цокольный и первый. Дом должны были сдать во втором квартале 2004 года, но деньги закончились, стройка встала. В 2011 году дольщики заказали независимую экспертизу, которая показала, что в строительство вложили только 1,5 млн рублей, хотя застройщик собрала около 5 млн. Жильцы начали сами искать инвестора, но столкнулись с недоверием: с организацией никто не хотел связываться. Выяснилось, что учредителя стройфирмы уже судили за мошенничество после аналогичной стройки в поселке Придонском. Тогда предпринимательницу осудили на 5 лет условно.
Ошибки в документах
Жильцы организовали товарищество собственников жилья (ТСЖ) «Хвойное», чтобы действовать от его имени. В 2007 году в него вошли Кречетова и четверо дольщиков, которые уже внесли деньги. Тогда же женщина продала ТСЖ участок, на котором строился дом, за 2 млн 750 тыс. рублей. Дольщики самостоятельно нашли фирму, которая согласилась достроить здание, – ООО «Стройсервис». Компания попросила разрешение на подготовительные работы для стройки в 2007 году. В документах здание опять проходило как частный дом. В разрешительной документации чиновники написали странную формулировку: «разрешение на постройку индивидуального жилого дома с площадью квартир 1979 кв. м».
Беспорядок в документах стал одной из причин проблем дольщиков. В пресс-службе мэрии рассказали, что Кречетова действительно получила разрешение на постройку индивидуального жилого дома в конце 2004 года. Позже участок перешел в собственность ТСЖ «Хвойное», оно сдало землю в аренду «Стройсервису» в 2007 году.
– Отдел выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию комитета главного архитектора выдал застройщику ООО «Стройсервис» разрешение на выполнение работ подготовительного периода при строительстве индивидуального жилого дома по адресу: Воронеж, жилой массив «Хвойный», 13, 29 октября 2007 года. Срок действия данного разрешения истек 10 августа 2008 года. Работы подготовительного периода включают в себя очистку и планировку территории застройки с организацией стока поверхностных вод, устройство ограждения и дорог, создание складского хозяйства со строительными материалами и изделиями, монтаж временных сооружений и механизированных установок. Указанное разрешение не являлось основанием для начала возведения жилого дома, – сообщила пресс-служба городской администрации.
При этом по документам, которые дольщики предоставили корреспонденту РИА «Воронеж», коммунальщики – МУП «Водоканал Воронеж», ОАО «Воронежоблгаз», МКП «Воронежгорсвет» – в конце 2011 года выдавали технические условия на многоквартирный дом.
Захват
В 2008 году фирма «Стройсервис» достроила дом до пятого этажа за три месяца. При этом привлекались уже деньги дольщиков «Стройсервиса» – 26 млн рублей. Затем директор компании объявил владельцам квартир, что строил дом только за счет средств фирмы.
– Во время создания ТСЖ «Хвойный» Кречетова не перевела доли граждан в товарищество. Это позволило руководству стройфирмы провести, по сути, рейдерский захват дома. «Стройсервис» зарегистрировал право собственности на 24% строения, хотя цокольный и первый этажи возвели на средства дольщиков еще до прихода компании. Но по документам все выглядело так, как будто фирма начала строить с нуля на голой земле. Когда мы узнали об этом, обратились с иском в Арбитражный суд, – рассказал один из дольщиков Борис Макеев.
После разбирательства в июле 2009 года суд решил, что регистрация права собственности была незаконной, и отменил ее.
Конфликт с соседями
Дольщики смогли вернуть постройку, но возникла новая проблема. Соседи из многоэтажного дома №23 подали в суд из-за того, что строители незаконно сделали врезку в их фекальную канализацию: в результате она засорилась, дом затопили нечистоты. После этого компания попыталась подключиться к ЛЭП соседнего дома и повредила провода: люди остались без света. Здание частично перекрыло межквартальный проезд в частном секторе.
Интересно, что в документах Коминтерновского райсуда в 2009 году дом уже проходит как «самовольное строение без проектно-сметной документации». В постановлении от 24 июня 2009 года говорится, что суд обязал ООО «Стройсервис» снести самовольное строение – незавершенный строительный объект на земельном участке №13 жилого массива «Хвойный». Исполнительный лист передали приставам. Но дольщики договорились с соседями и заключили соглашение, что устранят недочеты. Жильцы дома №23 сняли претензии.
Банкротство
Полиция возбудила уголовное дело о хищении «неустановленной группой лиц» на скандальной стройке 8 млн 907 тыс. рублей в мае 2009 года. Потерпевшими признали семь дольщиков. Позже уголовное дело несколько раз приостанавливали. Жильцы писали жалобы в прокуратуру – расследование начинали снова. Последний отказ по делу пришел 18 июля 2012 года. Силовики закончили разбирательство, потому что не смогли «установить лицо, похитившее деньги».
– Дольщиков обманули дважды. Сначала застройщики присвоили большую часть собранных денег для постройки дома, а потом с помощью процедуры банкротства полностью захватили здание.Василий Вишневецкий
юрист
После этого Ольга Кречетова объявила о банкротстве ТСЖ. По словам жильцов, женщина отказалась от денег за землю в 2007 году, предпочтя им больше квартир. В 2013 году она передумала и подала на банкротство. К Кречетовой присоединился и руководитель «Стройсервиса», который до этого скрывался от правоохранительных органов. Чтобы выплатить деньги «пострадавшим», участок на торгах продали ООО «МСК». По документам компания получила только землю: дома на ней якобы нет. Конкурсный управляющий оценил участок в 2 млн 725 тыс. рублей, а постройку – в ноль. Дольщики уверяют, что коммерческая стоимость почти достроенного здания – 70-80 млн рублей, а выручку распределили между стройфирмами.
Реестр дольщиков
Отчаявшиеся получить квартиры дольщики обратились в правительство Воронежской области. В ноябре 2010 года на совещании рабочей группы по обманутым дольщикам им предложили привлечь нового инвестора и подрядчика. Обе фирмы не устроили пострадавших: директор первой компании попал под следствие за мошенничество, а во второй был зарегистрирован всего один человек. В начале 2015 года несостоявшиеся владельцы квартир попросили внести их в реестр обманутых дольщиков. За следующие два года департамент строительной политики Воронежской области рассмотрел 15 обращений. В результате люди получили отказ. – Одним из оснований для отказа во включении в реестр является привлечение денежных средств для строительства многоквартирного дома на землях, не предназначенных для этих целей, – рассказали в пресс-службе правительства Воронежской области. В пресс-центре также сообщили, что ЖК «Хвойный» не попал под государственный контроль над долевым строительством: воронежцы вкладывали деньги в 2003-2004 годах, до вступления в силу федерального закона о долевом строительстве в декабре 2004 года. Пострадавшие считают, что их лишили жилья из-за ошибок в документах и просчетов строительных фирм.
– Власти отказались внести нас в реестр обманутых дольщиков, потому что многоэтажный дом построили в зоне индивидуального строительства. В результате по абсолютно законным основаниям нам не положена ни денежная компенсация, ни жилье. Сейчас всем дольщикам ЖК «Хвойный» от 72 до 80 лет. Уже деды все. Но мы все равно надеемся дожить до момента, когда получим свои квартиры, – рассказывает Борис Макеев.
Как рассказали в пресс-службе мэрии города, по постановлению Коминтерновского райсуда 2009 года «самовольную постройку» должны снести, но решение до сих пор не исполнено.
Теперь дом пенсионеров обнесли забором и охраняют с собаками. Дольщики удивляются, зачем такие меры безопасности, если постройка идет под снос. Жильцы боятся, что дом все-таки достроят, получив необходимые документы в администрации, их квартиры продадут повторно, а они останутся без крыши над головой.