Выставка к 145-летию со дня рождения Ивана Бунина открылась в здании воронежского литературного музея (Плехановская, 3) в среду, 25 ноября. На ней можно увидеть личные вещи Бунина – например, его охотничью сумку – и больше 20 живописных полотен его друга и соседа по лестничной площадке – одессита и парижского урбаниста Петра Нилуса. Корреспондент РИА «Воронеж» разобралась, какой будет выставка-прообраз будущего бунинского музея.
«Прошу выдать визу моему ближайшему другу Петру Нилусу», – писал одному высокопоставленному французскому чиновнику уже известный писатель Иван Бунин. Именно его он считал своим лучшим другом. Нилус частично стал прототипом капитана в бунинском рассказе «Сны Чанга». Именно ему он посвятил известное стихотворение «Одиночество», конец которого помнит каждый:
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
Кстати, Нилус был и живописцем, и писателем. По словам буниноведа Владимира Бойкова, именно Иван Бунин стал его «крестным отцом» в литературе: увидев в нем прекрасного рассказчика, писатель поощрял писать его рассказы. И даже вносил корректуру в книгу Нилуса – сборник рассказов «На берегу моря». Кстати, в Париже они жили на одной лестничной площадке, в доме на улице Жака Оффенбаха, 1.
Родился Петр Александрович Нилус в Подольской губернии, вырос в обожаемой им Одессе. Путь художника Нилус начинал в престижной рисовальной школе Одесского общества изящных искусств. Его учителем был художник греческого происхождения Кириак Костанди. В 1889 году Петр поступает в императорскую Академию художеств, где в течение года занимается у прославленного мастера Ильи Репина. Спустя год, Репин сказал своему подопечному о том, что ему больше нечему учиться. Учитель посоветовал Нилусу оставить учебу, вернуться домой, «нанять мастерскую и работать». С точки зрения художественной педагогики это звучало странно, но Илья Ефимович всегда отличался необычностью слов и поступков.
Петр Нилус стал одной из центральных фигур Одесского художественного сообщества, с 1890 года он регулярно участвовал в выставках Товарищества южнорусских художников – независимого творческого объединения одесских художников. Кроме того, принимал активное участие в передвижных выставках, писал жанровые картины на общественно-политические темы.
– Был правоверным передвижником целых 13 лет. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму»,
Из воспоминаний Петра Нилуса.
Воронеж – единственный город в России, где собрана эмигрантская коллекция Петра Нилуса. В музее Крамского хранятся 73 работы художника. По количеству картин художника-эмигранта Воронеж обгоняет Русский музей – там не более десятка его дореволюционных вещей.
Заслуга в том, что в Воронеже оказалась коллекция Нилуса, принадлежит буниноведу Владимиру Бойкову. В 1994 году он встретился в Париже с наследницей художника, его приемной дочерью Валентиной Голубовской. Она согласилась передать часть работ отчима в дар воронежскому музею Крамского и будущему музею Бунина. Основным доводом для появления коллекции Нилуса в Воронежа было условие ее размещения в двух музеях. Это живопись и графика, личные вещи художника, фотографии и письма.
– Валентине Лазаревне поступали предложения передать наследие в Одессу, просил и Русский музей, но им она отказала, согласившись передать его лишь в Воронеж, – рассказал Владимир Бойков.
Ту историю с перевозкой ценного груза он вспоминает, до сих пор волнуясь. Помнит, как картины не были застрахованы, от чего у него екало сердце. Как провезти багаж ему помог покойный директор ВАСО Вячеслав Саликов, договорившийся с московской авиакомпанией обеспечить провоз груза в 300 кг – от Парижа до Москвы. Попасть в Париж буниноведу помогло посольство Франции в Москве.
– Ни одна страна мира не уделяет столько внимания распространению своей культуры во всем мире, как Франция. Это политика франкофонии. Генерал Шарль де Голль сказал: «У Франции нет нефти. Ее нефть – культура». Они свою культуру не навязывают, но берегут, лелеют и распространяют,
Владимир Бойков, буниновед
На выставке, которая пройдет 25 ноября, можно увидеть коллекции трех музеев: литературного, краеведческого и художественного – музея Крамского. По замыслу Владимира Бойкова, она станет своего рода смотром того, какие ресурсы есть в Воронеже для создания будущего музея Бунина.
На выставке можно увидеть личные вещи Бунина, привезенные из частных собраний Москвы, Парижа и Воронежа. К примеру, режиссер фильма «Дневник его жены» Андрей Смирнов передал для выставки письма людей бунинского круга: письмо Веры Муромцевой-Буниной с дочерью Рахманинова, Татьяной Конюс. На выставке будут представлены прижизненные эмигрантские издания Бунина, воспоминания Веры Буниной с двумя автографами – ее и самого Ивана Бунина. Все – из собрания Владимира Бойкова. А падчерица писателя Константина Паустовского, Галина Арбузова, передала охотничью сумку Бунина, его Библию и книги с автографами писателя.
– Охотничью сумку Бунина привезла из Парижа писательница Наталья Кодрянская, которая дружила с семьей Ремизовых и Буниных. После смерти Буниных она перевезла обстановку их парижской квартиры и передала ее в музей Орла. Сумку и Библию Бунина она подарила писателю Константину Паустовскому. У него бунинская сумка висела прямо над столом. Для Константина Георгиевича она была своего рода святыней, – пояснил Владимир Бойков.
Вопрос о создании музея Бунина в Воронеже поднимается уже давно. По словам Владимира Бойкова, его не открывали из-за отрицательного отношения к Бунину местных властей. Бунин не принимал советскую власть и написал об этом в своей послереволюционной книге «Окаянные дни». Этой книги коммунисты не могли ему простить никогда.
– В советское время Воронеж отличался крайней реакционностью. В 100-летний день рождения Бунина, например, мемориальную доску повесили специально не на том доме, где он родился: на доме № 1, а не № 3. Власти руководствовались логикой: нет дома – нет проблемы, а, следовательно, музей Бунина не нужен. И только в 1990 году мемориальную доску повесили на правильное место, – объяснил Владимир Бойков.
В 2001 году воронежская интеллигенция написала открытое письмо на имя губернатора Владимира Кулакова, попросив помощи в создании музея Бунина. Однако тогда ответа от властей не последовало.
Петр Нилус постепенно прошел эволюцию от реализма до романтического модерна. Свои живописные образы сам художник называл «кринолинами». Персонажи этого периода – романтические барышни в кринолинах эпохи периода второй империи Наполеона III. Эти картины у него хорошо покупались в Париже в 1920-е годы. Он писал на эти темы до 1927-1928 годов. «Живопись кринолинов» пришлась по душе и французской публике.
У Нилуса есть целая серия французских морских пейзажей. Почти все они проникнуты ностальгией по малой родине – Одессе. Сам художник считал, что жанр «марина» – самый виртуозный. «Если живопись вообще деликатна, как пыльца на крыльях бабочки, то марина – это совсем нерукотворная вещь; не удалось в час – ничего не выйдет, хоть бейся месяц», – говорил он. Один из любимых приемов художника – игра с лунным светом, что хорошо видно на картине «Вечер на берегу моря».
Художник любил изображать мокрые после дождя парижские улицы, в лужах которых, словно в зеркале, отражается небо.
– Это первая работа Нилуса, которую я увидел в черно-белом варианте в газете «Русская мысль», – вспоминает Владимир Бойков. – В картине есть какое-то мистическое напряжение и ожидание: вот-вот что-то случится. На картине главный персонаж – идущий мужчина, который одет слишком современно, в отличие от барышень, одетых по моде 19 века. В картине ностальгично перемешано все – и Париж, и воспоминания о России. Кстати, фигура именно этого мужчины возникает в набросках Нилуса к другим работам, которые хранятся в запасниках Третьяковской галереи.
Картины, которые художник написал в оккупированном Париже, – как ни странно, необыкновенно излучают свет. Одна из самых солнечных работ художника – «Шоссе де ля Мюэтт», которую он создал за год до своей смерти. По своему настроению картина напоминает уголок детства, где и деревья большие, и трамвайчики яркие, и непуганые голуби что-то клюют. Ни намека на войну.
– Шоссе де ля Мюэтт находится буквально в пяти минутах ходьбы от дома, где жили Иван Бунин и Петр Нилус, – поясняет Владимир Бойков. – Это 16-й округ Парижа, район Пасси, который когда-то был пригородом. Именно здесь селились русские эмигранты, которые работали на заводах «Ситроен» и «Рено». Когда русский русского спрашивал, где тот живет, он нередко отвечал: «На Пассях». Кстати, когда умер Бунин, одна парижская газета написала: «Умер гражданин Пасси».
В 1930-е годы художник отошел от символико-романтических сюжетов. Основными в его творчестве стали виды городов, пейзажи французской провинции, натюрморты, которые он создавал своеобразными сериями, стремясь передать фактуру предметов, богатство цветовых нюансов.
– Нилус – урбанист: он любил рисовать парижские улочки, – говорит Владимир Бойков. – Кстати, я не помню, чтобы он рисовал виды Одессы. Урбанистом он стал в Париже.
По этой картине трудно сказать, что она написана акварелью, но это именно так. Нилуса называли «принцем акварели». На картине он изобразил типичный уголок парижского кафе.
– Очень может быть, что героиня, изображенная на картине, – русская, – говорит Владимир Бойков. – У Бунина есть рассказ «В Париже», именно эта вещь служит прекрасной иллюстрацией к рассказу писателя.
Нилуса сравнивали с Шарденом, который рисует не красками, а чувствами. Поскольку Нилус развивал свою колористику, он много работал с белым цветом и его оттенками. Среди критиков ходило даже выражение – «белый Нилус». К слову, раздолье полей – один из повторяющихся мотивов у Нилуса.
Нилусовские натюрморты будто одухотворены присутствием людей, которые, кажется, на минуту вышли из комнаты. История этого натюрморта замечательна в своей простоте:
– Дом Нилуса был хлебосольный, – говорит Владимир Бойков. – Жена Нилуса, Берта Соломоновна, чудесно готовила, была прекрасной хозяйкой. Весь уют дома вытекал из кончиков ее пальцев. Когда заканчивался обед, она начинала убирать со стола. В один из таких моментов ее муж оказался рядом и, мгновенно увидев «картинку», сказал ей: «Стой, остановись! Не убирай», и начинал писать. Это композиция была создана в пространстве столовой.
Русские эмигранты очень любили Берту Нилус за ее отзывчивость и доброту. Примечательно, что в молодости, когда она была в партии эсеров, ее мать говорила про свою дочь: «Взгляды у нее грабительские, но нуждающемуся она отдаст последнюю рубашку». Кстати, Берта Соломоновна была первым человеком, к которому Вера Бунина пришла сообщить о смерти мужа – двери их квартир были друг против друга.
16-й округ Парижа состоит из трех районов – Отой, Паси и Шайо. Раньше это были пригороды, которым обрастал Париж, топонимы остались до сих пор. Сейчас это один из самых дорогих районов Парижа. Особенность французских площадей – в том, что они, в отличие от наших, – камерные, маленькие. Это может быть просто перекресток, но в понимании французов – площадь.