, Воронеж
  • 20171

Воронiж после Майдана

Журналисты РИА «Воронеж» отправились в украинский Воронеж, чтобы понять, что думают наши «земляки» о Януковиче, России и Евросоюзе.
Воронiж после Майдана Воронiж после Майдана
РИА Воронеж Текст — , фото — Андрей Архипов

Сумская область не граничит с Воронежской, зато там есть свой Воронеж с населением чуть более 7 тысяч человек, почти 40 процентов из которых – пенсионеры. Главная достопримечательность города – сахзавод, благополучно «скончавшийся» в 2004 году. В украинском Воронеже журналисты уже бывали в 2010 году, когда Украина выбирала президента. Избранный тогда Виктор Янукович бежал в Россию, а корреспонденты РИА «Воронеж» отправились на Украину, чтобы понять, как изменилась там жизнь после Майдана.

Пересечь границу оказалось проще, чем две недели назад. Тогда пограничники не пропустили российских журналистов, сославшись на распоряжение Кабмина Украины от 4 декабря 2013 года – каждый въезжающий в страну должен иметь на день своего пребывания «за кордоном» 400 евро.

От пункта пропуска Крупец-Катериновка до райцентра Шостки, куда журналисты заглянули по пути в украинский Воронеж, всего 60 километров. О сложной ситуации в стране в райцентре не напоминает почти ничего. В Шостке лишь в разгар Майдана люди начали скупать соль, крупы и сахар, но ажиотаж быстро спал. Сейчас прилавки магазинов ломятся от дешевой по российским меркам еды.

Шостка. Фото: Андрей Архипов

Только в отделении «Приват-банка», где журналисты РИА «Воронеж» решили поменять рубли на гривны, ситуация была несколько напряженной. Стоящий в очереди пожилой горожанин тщетно пытался снять с пластиковой карточки более тысячи гривен. Юная сотрудница его огорчила:

– Видите, какое время сейчас. Вам надо было позвонить нам за сутки, мы бы приготовили сумму. Сегодня больше тысячи гривен вы снять не сможете.

На одном из самых оживленных перекрестков города красовался билборд с надписью «Небесная сотня» – это дань памяти людям, погибшим на Майдане в Киеве. Билборд на собственные средства заказал и поставил местный предприниматель.

Шостка. Фото: Андрей Архипов

Шостка – типичный город Восточной Украины. Русский язык на улицах слышно едва ли не чаще, чем украинский. Митингов в городе не проводят, потасовок, как в Донецке или Харькове, не устраивают, но напряжение чувствуется. Когда корреспондент РИА «Воронеж» стал фотографировать памятник Ленину на центральной площади, проходящая мимо пенсионерка бросилась защищать Ильича:

– Зачем вы его снимаете?

– Просто на память…

– Так снимать его собираетесь что ли?

– Да нет, уже снял…

– Сейчас фотографируете его, а ночью, небось, с краном подъедете, и поминай как звали нашего Ильича…

Шостка. Фото: Андрей Архипов

Главный редактор шосткинской «районки» «Полесье», гендиректор городской телекомпании «Акцент» Ирина Коваленко объясняет, почему местные так болезненно реагируют на любое внимание к Ленину:

– У нас тут все тихо было, но недели две назад кто-то слух пустил, что памятник Ильичу собираются снимать. На площадь пришли ветераны, коммунисты. Потом прибыло человек пятьдесят наших местных «титушек» в масках и с дубинками. Они пустили слух, что едут какие-то автобусы с «западенцами», чтоб нашего Ленина сбросить. В общем, провокацию устроили, а, когда этих молодцов погнали, у одного из них выпало удостоверение офицера местной воинской части. Теперь вот эмоции вокруг памятника Ленину не утихают. Мне наш мэр Николай Нога рассказывал, что к нему пришла женщина и говорит, мол, давайте со здания горсовета снимем украинский флаг, чтобы приготовиться встречать российские войска, чтобы чего не вышло… Мэр ее успокоил и проводил с миром.

Шостка. Фото: Андрей Архипов

Все путем!

­– Мы с вами почти родня, ведь и у вас, и у нас есть свой Воронеж, – улыбаясь, говорит глава администрации Шосткинского района Анатолий Молошный. – У меня в России куча друзей и родни. А сейчас люди в шоке из-за того, что в Крыму находятся неизвестные военнослужащие. Нужно не бряцать оружием, а общаться и вести диалог, ведь если начнется военный конфликт, то это – на десятилетия. Сейчас у народа Украины много справедливых претензий к своей власти, но на Сумщине ситуация относительно спокойная.

Анатолий Молошный. Фото: Андрей Архипов

В Шостке хоть и тихо, но все говорят о Майдане, референдуме в Крыму и рассуждают, не случится ли война. Говорят и на улицах, и в кабинетах в Сумской областной администрации, которой с недавних пор руководит Владимир Шульга – двоюродный брат шосткинского предпринимателя средней руки Андрея Шульги.

С Андреем корреспонденты РИА «Воронеж» познакомились в 2010-м году. Шульга - правозащитник, журналист, предприниматель и активист Майдана. Говорит, что с тех пор, как его кузена назначили главой Сумской области, созванивается с ним по телефону никак не раньше часа-двух ночи. Владимир – весь в делах.

Андрей Шульга. Фото: Андрей Архипов

По словам Андрея, с Януковичем народ дошел до ручки. Средняя зарплата на Украине сравнялась с квартплатой – 1000-1200 гривен.

– «Янык» довел людей до крайности, до такой степени заморил нищетой, что для многих еда стала праздником. Колоссальный уровень коррупции развел во всех сферах, – ругает власть Шульга. – Все знают, что Майдан начался с того, что мирную демонстрацию из 300 студентов в Киеве власть разогнала дубинками. Я сам ездил на Майдан четыре раза. В российских СМИ о Майдане говорят, что там были обколотые люди, но такого быть в принципе не могло. Выпившие были, но не так много, и их сразу уводили с площади. Насчет радикалов, которых называют бендеровцами, тоже правды мало. По официальным данным, на Майдане погибли более ста человек, но с Западной Украины среди них было 37 человек, остальные – с востока страны. Не спорю, на Майдане были националисты, но их там было не больше, чем на улице любого крупного города.

Андрей Шульга

Шульга уверен, что после Майдана путь Украины лежит не в ЕС и не в Таможенный Союз – его страна должна пойти своим путем.

 

Олег Денисенко – владелец мини-гостиницы, где остановились корреспонденты РИА «Воронеж» – узнав, откуда приехали постояльцы, читает лекцию об истории прихода к власти в его стране «донецкого» клана.

– Надюсь, сбежавший в Россию Янукович будет последним в нашей стране представителем этого клана, – заявляет Денисенко. – Сейчас все говорят о Крыме. Мне как украинцу он – до балды. К тому же совсем недавно это была российская земля, а 90 процентов всей крымской нынешней недвижимости давно выкуплено россиянами. Но мне не нравится, что в судьбу Крыма вмешиваются внешние силы.

Новоиспеченный украинец Гела Делибашвили переехал в Шостку из Тбилиси в 2011 году, женился на местной жительнице Галине. Сейчас он хозяин кафе в центре Шостки, но менеджером по сокам и мороженому до сих пор себя не считает. Гела закончил факультет журналистики Тбилисского университета, с 1991 года работал в правоохранительных органах Грузии, в 2003-м стал начальником управления уголовного розыска грузинского МВД. Службу закончил в чине полковника полиции.

Гела Делибашвили. Фото: Андрей Архипов 

– Судьбой Украины сейчас хотят распорядиться все, кому не лень, – говорит он. – Но зачем – непонятно. Украина – самодостаточная страна, а украинцы вполне толерантны, здесь никто никого не притесняет, на улицах звучит множество языков. Судьбу страны, по моему убеждению, должны решать ее граждане, а не люди, отстаивающие интересы других государств. Я люблю русский язык, даже часто думаю по-русски, могу долго читать наизусть Есенина и Пушкина и хочу видеть и Украину, и Россию процветающими и демократическими государствами. Украина сегодня, по-моему, делает первые шаги в этом направлении.

В том, что демократия – будущее Украины, уверен и шосткинский нотариус Николай Спановский.

– Сегодня нашей стране очень непросто. Янукович превратился в комическую фигуру, неясная ситуация в Крыму, где раздается бряцанье оружия, неоднозначная позиция людей в северо-восточных промышленных регионах. Недавно я был в Севастополе, где живет семья моего сына. Там сейчас очень непросто, и многие люди не понимают, что происходит вокруг, некоторые семьи вообще стараются уехать вглубь Украины, опасаясь за свою жизнь. Но я уверен – все будет нормально, хотя нашей стране предстоит пройти нелегкий путь к миру…

Николай Спановский. Фото: Андрей Архипов

Путь к храму

Главной достопримечательностью украинского Воронежа стала листовка с фото Виктора Януковича, приклеенная на здание конторы ритуальных услуг, с надписью «кат» (палач). Эту стену похоронной конторы с удовольствием щелкали на мобильники местные подростки. «Як гарно придумали», – заметил местный хлопец Петро и навел камеру на фото «Яныка».

Воронеж (Украина). Фото: Андрей Архипов

Поселок городского типа Воронеж находится в 10 километрах к югу от Шостки. В нем несколько церквей, а самым колоритным батюшкой считается настоятель Спасо-Преображенского храма отец Максим.

Настоятель храма в прошлом – наш коллега, журналист. Родился Максим в семье обычных шосткинских служащих, срочную службу проходил во внутренних войсках в Киеве, с 1991 года работал оператором на телевидении Шостки. Настоятелем в воронежский храм его назначили в 1997 году.

Отец Максим. Фото: Андрей Архипов

– При Викторе Ющенко наша страна наелась «американщины», поэтому многие надеялись на Виктора Януковича, – говорит отец Максим. – Украина – по сути, четыре разных страны: Закарпатье, Галичина, Восточная Украина и Крым, исторически никогда не имевший к Украине никакого отношения. Чтобы эти четыре разных по менталитету народа стали одним целым, нужно было время. Западная Украина – более активная, сплоченная, она требует от всей остальной части страны принять их ценности, а та к этому пока не готова. При Ющенко Западная Украина оказалась у власти, и в итоге вышла обратная реакция – отторжение. Бездарная экономическая политика Януковича привела народ к Майдану, где до сих пор висят портреты Степана Бендеры и Романа Шухевича. Выходит, в числе героев Майдана есть и фашисты! Что же касается Крыма, если референдум решит присоединить его к России – на полуострове обнажится масса проблем, главная из которых на сегодня – колоссальное разделение украинского общества, какого у нас никогда не было.

 

«Никуда из своей страны ехать не собираюсь»

У пятнадцати воронежских пенсионерок – членов женского клуба «Отрада» – никаких разногласий нет. Руководит «Отрадой» Нина Полякова, которая на президентских выборах 2010 года работала в избирательном штабе Виктора Януковича. Правда, про Януковича, которого в свое время двигала в президенты, ничего хорошего сказать теперь не может:

– Жизнь наша за четыре года президентства Януковича лучше не стала – цены выросли примерно на 40 процентов. У меня в Москве четыре дочки живут, к себе приглашают, а я никуда из своей страны ехать не собираюсь.

«Отрада». Фото: Андрей Архипов

– Я ночами уснуть не могу, – жалуется Ольга Чайка, библиотекарь централизованной библиотечной системы, базирующейся в Шостке. – И наши, и российские СМИ ситуацию нагнетают, всякие ужасы показывают. Я знаю, у нас некоторые люди из-за этого начали к психиатрам обращаться – так ведь с ума сойти можно!

– Зачем политики отравляют жизнь нам – простым россиянам и украинцам? – недоумевает Виталина Романовская. – Лучше бы уж нам ясно сказали, что наша страна пойдет либо в ЕС, либо в Таможенный Союз. Мы так на Россию надеялись, а она до сих пор непонятно какую позицию занимает.

Двое украинцев закрасили российский флаг на «Арке дружбы», установленной в 1954 году к 300-летию воссоединения Украины с Россией на въезде в город Шостку. Этот случай, который осудило большинство читалей интернет-порталов 85-тысячной Шостки, стал единственным выпадом против России во время трехдневного пребывания корреспондентов РИА «Воронеж» на Украине.

Воронеж (Украина). Фото: Андрей Архипов

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: