РИА «Воронеж» продолжает спецпроект о молодых воронежских музыкантах. В очередном выпуске – музыканты Ярослав Борисов, Александр Битюцких и Никита Бондаренко, играющие в группах «Другое Дело», Happy55 и «ЦЁЙ».



Ярослав Борисов и Александр Битюцких познакомились в студенческие годы. Сначала они вместе играли в группе «55», потом на ее основе возникла Happy55 и позже еще несколько сайд-проектов. В 2007 году появился проект A Legtrick, в котором к Ярославу и Александру присоединился Никита Бондаренко. По словам музыкантов, с этого времени они все делают вместе. В 2009 году они создали «Другое Дело», в 2014-ом – «ЦЁЙ».

Основной костяк музыкантов во всех группах один, но музыка совершенно разная. Альбомы у коллективов выходят параллельно. Одного «главного» проекта среди всех своих групп музыканты не выделяют.

– Люди одни и те же, а музыку хочется играть разную. Мы не можем зацикливаться на одном стиле, поэтому мы сделали много проектов, каждый из которых оригинален, – объясняет Никита Бондаренко.

Никита Бондаренко
Фото – Роман Демьяненко

По словам Ярослава Борисова, у музыкантов даже есть коллекция названий для будущих, пока не созданных групп.

– Причем по названию можно понять, что за музыку эта группа будет играть, – отмечает Ярослав. – У нас накопилось уже полтора десятка названий проектов. Может, какое-нибудь однажды пригодится. Может быть, когда-нибудь запишем песню или даже альбом как новый коллектив.

Стиль «Другого дела» музыканты характеризуют как «транк». Это выдуманная ими смесь слов «транс» и «панк». Когда группа создавалась, парни использовали много электроники на фоне эстетики рок-музыки, поэтому и возникло такое самоопределение.

– Вообще ярлыки часто отталкивают вместо того, чтобы привлекать. Когда человек собирается пойти на концерт и читает написанный о коллективе текст, ему надо услышать два-три знакомых слова, и картинку в голове он себе склеит сам. Причем это сочетание заинтересует его только в случае, если он уже раньше слышал эти слова. Но чтобы составить верное впечатление о музыке, всегда лучше послушать пару песен, – считает Ярослав Борисов. – Название можно потом повесить, какое угодно, и это уже дело не музыкантов и не слушателей, а скорее, журналистов. Как, например, появилось слово «панк». В переводе с английского это же просто «грязь». Но однажды после триумфа Sex Pistols это слово применили к музыкальному стилю, и постепенно оно приклеилось. Мне бы хотелось, чтобы о нашей музыке не говорили, а чтобы ее давали послушать. Если кто-то хочет посоветовать знакомому «Другое Дело», не надо ничего говорить, просто включите несколько песен.

Группа «Другое Дело» выпустила два альбома и два EP (мини-альбома). На счету Happy55 – две пластинки, «ЦЁЙ» пока не выпустила ни одного релиза. Практически все свои записи музыканты бесплатно выкладывают в интернет.

– Мне кажется, между релизами должно быть какое-то временное пространство, – считает Ярослав Борисов. – Поэтому выбрасывать в сеть по одной композиции – маловато. Мало три-пять минут, чтобы понять исполнителя. Хочется послушать, погрузиться, побыть с ним минут 20 хотя бы. И еще здорово, если в релизе есть разнохарактерные произведения. Я не люблю альбомы, выдержанные в одном настроении, лучше переключения. Даже ритмические, примитивно выражаясь, быстрые песни и медленные. Хочется передать большой спектр ощущений. Мы все время над этим работаем и на концертах, и при записи дисков. Хочется разнообразия. Чтобы человек мог под нашу музыку и побегать и попрыгать, и присесть, и полежать.

Ярослав Борисов
Фото – Роман Демьяненко

Хотя песни «Другого дела» и остальных коллективов можно свободно послушать в сети, музыканты записывают диски. Небольшое количество пластинок продают на концертах, а также берут диски с собой на гастроли, чтобы обменяться записями с местными группами и порадовать слушателей.

– Диски – это исключительно гурманская вещь. Я сам диски не покупаю, но мы часто встречаемся с разными музыкантами в турах, приятно получить пластинку от автора, – рассказывает Ярослав Борисов. – Конечно, вся музыка сразу оцифровывается, загоняется в телефон или компьютер, и диск уже не используется. Но ведь диск – это еще и обложка, и концепт, который создает определенное настроение. Его просто в руках приятно держать.

Обложки для своих альбомов музыканты создают самостоятельно. Александр Битюцких сделал коллаж, ставший обложкой предпоследнего релиза «Один на один».

– Обложка этого релиза представляет собой конструктор из героев каждой песни. Там есть и гора, и гепард, и два японца, – поясняет Александр Битюцких. – Над обложками мы обычно работаем в последний момент, дня за два до выхода релиза. Не сидим по три месяца с художником, как Led Zeppelin. Но с другой стороны, это такое сочинительство картинки во время сочинения музыки. Эти процессы очень взаимосвязаны.

Александр Битюцких
Фото – Роман Демьяненко

В составе «Другого Дела» нет одного композитора, который придумывал бы все песни. По словам музыкантов, каждый из них сочиняет музыку и работает над доведением всех композиций до окончательного вида.

– Мы никогда не приносим готовые песни. На репетициях просто наигрываем что-то, объясняя все на словах, на звуках. Никаких записей, записок на салфетке, никаких нот. Мы ориентируемся в нотной грамоте, но не знаем ее. Это применимо только в академической среде. Когда мы делали проект с симфоническим оркестром, то расписывали все оркестровки. А у нас каждый член коллектива сам сочиняет свою партию. Мы свободны в этом плане, у нас все очень гибко, иначе смысл совместного творчества теряется, – объясняет Ярослав Борисов.

Создание новой песни может начаться с чего угодно – с пришедшего в голову словосочетания или случайно услышанного звука. Музыканты отмечают, что импровизация в их песнях не очень применима.

– Мы изначально придумываем такую форму песни, которая должна работать. Бывает, если нарушишь баланс, все рушится. В наших песнях определенные события, гармония, текст наступают именно в то время, в которое задумано. И тогда все вместе это работает. Нам не очень близки приемы растягивания какой-то темы, импровизации, как, например, в психоделической музыке 60-70-х или в джазе. В этом смысле мы концептуалисты, – говорит Ярослав Борисов.

Александр Битюцких и Никита Бондаренко
Фото – Евгений Ярцев

Свои песни «Другое Дело» называют «музыкой для интеллектуалов». Говорят, что от слушателя требуется глубокое погружение, чтобы увидеть в текстах второе и третье дно. В то же время автор текстов Ярослав Борисов говорит, что порой сам не знает, о чем идет речь в песне.

– Я уверен, что у каждого из нас по поводу каждой песни есть свои чувства, и у всех они разные. Часто я вкладываю в текст одно, а потом слышу, что люди обсуждают – и у них выходит совершенно иное. Причем в их трактовке тоже есть полноценная правда, – отмечает вокалист. – Мы делаем музыку для ума, чтобы он радовался и увлекался. Но и танцевать ум никому не помешает.

По словам Ярослава Борисова, в текстах песен он всегда ориентировался на «АукцЫон», «Вежливый отказ» или «Пикник». При этом вокалист отмечает, что тексты «Другого Дела» не стоит рассматривать отдельно от музыки, как поэзию.

– Позиция обычного русскоязычного рока мне и парням не очень близка, – говорит фронтмен. – Давить текстами – это задача поэтов. У нас текст работает иначе. Часто важен звукосмысл – не само слово, а то, как оно звучит. Иногда читаешь, кажется, ничего стихи. Но, как правило, они вообще не читаются без музыки. Почитайте отдельно от музыки тексты Земфиры или «Мумий Тролля». Это одни из редких людей на русской поп-сцене, у которых присутствует и неплохая музыка, и тексты, и они вместе хорошо работают. Но если читать отдельно – все распадается на запчасти.

Все песни «Другого Дела» написаны на русском. Музыканты объясняют это тем, что хотят до конца понимать, что они делают и о чем поют. Вначале у коллектива были композиции на английском языке, но и их музыканты переписали на русский.

Александр Битюцких, Ярослав Борисов и Никита Бондаренко
Фото – Роман Демьяненко

– В какой-то момент мы поняли, что на русском можем сказать гораздо больше. Что только так нам самим будет ясно, какие чувства мы несем, – отмечает Ярослав Борисов. – Для меня природа английского языка – сторонняя вещь. Я понимаю смысл слов и зерно информации, которую до меня пытаются донести, но не улавливаю оттенков, потому что я не мыслю на этом языке, не живу им. К тому же в английском смысловых нагрузок на каждое слово больше, чем в русском. Бывает, у каждого слова по 15-20 смыслов. В русском такие тоже есть, но не в таком количестве. А на английском одни фразовые глаголы чего стоят. Приставляешь к ним любой предлог, и получается совсем другое слово. Я сразу выключаюсь. Говорить, какой язык лучше, смешно, но английский я не понимаю, и поэтому не могу ничего на нем спеть.

«Другое Дело» и Happy55 нечасто дают концерты за пределами Воронежа. Музыканты считают, что промоутеры не зовут их на гастроли, потому что им нужны раскрученные, медийные группы. А участникам «Другого Дела» некогда заниматься собственной раскруткой, особенно при условии существования нескольких проектов одновременно. У коллектива появился директор, который занимается продвижением группы в соцсетях и договаривается о концертах. Благодаря этому релизы «Другого дела» попали в крупные музыкальные сообщества «ВКонтакте» с большим числом подписчиков.

– Раньше продюсер группы с записанной кассетой просто ходил по всем радиостанциям, телеканалам, лейблам, предлагая им материал. Сейчас с одной стороны все это упрощено благодаря интернету, с другой – интернет же и накладывает новые тонкости. Например, отправляешь запись на лейбл, а тебе могут просто не ответить. А на российских лейблах все вообще происходит исключительно по знакомству, – рассказывает Ярослав Борисов.

Еще одной причиной, по которой современная российская группа не может заработать своим творчеством, музыканты «Другого Дела» считают отсутствие в России музыкальной индустрии. В Воронеже, как в любой провинции, на все концерты ходит одна и та же тусовка, а в Москве и Санкт-Петербурге концертная жизнь, хотя и более насыщена, но носит нерегулярный характер.

В формации «ЦЁЙ» к музыкантам «Другого Дела» добавляются две вокалистки

 

Фото – Роман Демьяненко

– Индустрия – это когда на прослушивание шоукейсов перед фестивалем Jazz Ahead в Германии собирается 100 тыс. человек: продюсеров, представителей рекорд-компаний, музыкантов, которые две недели обсуждают многомиллионные инвестиции в туры, постройку концертных залов, ищут коллективы, возможности возить их, зарабатывать деньги, записывать им альбомы. У нас этого нет, государство не заинтересовано в том, чтобы двигать культуру, – считает Ярослав Борисов. – В Европе государство поддерживает культуру так, как нам и не снилось. Мы несколько раз выступали с итальянским музыкантом Дарио Элиа. Он профессиональный концертирующий музыкант, и, куда бы он ни ехал, поскольку он представляет свою страну, он всегда имеет грант. Если мы захотим поехать в Японию, мы не сможем себе этого позволить. И даже гонорар, который предложат японцы, не покроет наших расходов. Только если продавать органы. А Дарио Элиа списался с японскими клубами, договорился о 10-12 концертах, посчитал свои расходы, получил в правительстве грант и поехал на гастроли. И получил гонорары себе в карман. А все расходы, включая траты на поезд, на метро, на еду, на бензин, оплатил ему итальянский департамент культуры или подобная институция. И это совсем не раскрученный музыкант, у него нет записей на топ-лейблах. Но так живет вся Европа. Самое поразительное, что если копнуть законодательную базу, то все эти гранты есть и у нас. Непонятно только, кто их «осваивает».

Участники группы говорят, что не стремятся заработать на своей музыке. По словам Александра Битюцких, сегодня музыка «Другого Дела» коммерчески не востребована. Но коллектив не хочет меняться в угоду трендам.

– Когда-то нам хотелось делать музыку, чтобы быть популярными. А сейчас мы хотим делать то, что хотим, и в душе надеемся, что это станет популярным, – говорит Александр Битюцких. – Любая крутая вещь задумывается как самоценная, и поэтому впоследствии и начинает зарабатывать. Как Стив Джобс, который горел своей идеей сделать невероятное устройство. Ему было все равно, заработает он на этом или нет.

«Другое Дело» опубликует в сети полный альбом «Проба электричества» 10 октября 2016 года. Большая часть альбома уже была представлена в 2015 году в виде EP. Для релиза все песни свели заново и провели ремастеринг. Следить за новостями коллектива можно в группе в соцсети

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».