Выставка московского художника Владимира Потапова «Внутри» открылась в воронежской галерее Х.Л.А.М. в пятницу, 26 февраля. Художник представил серию работ, процарапанных на досках объявлений.

Первая выставка Владимира Потапова в Воронеже – «Свет» – открылась в галерее Камерного театра днем раньше, 25 февраля.  Вторая выставка – «Внутри» – не связана с первой – разве что словесно. Как и «Свет», выставка «Внутри» собрала фрагменты большой московской выставки, на этот раз – «По памяти», которая прошла в галерее «Триумф». В центре внимания художника тема памяти: целая серия работ художника посвящена семейному альбому с давно забытыми именами родственников.

- Их образ есть в семейном архиве, но никто не знает, кто это, – пояснил Владимир. – Это иллюстрация зыбкости памяти. Пока мы помним человека, он существует. И наоборот.

Есть и знаменитые советские фотографии. Например, не укладывающаяся в голове сцена из Чернобыля – мать в противогазе и костюме химзащиты гуляет с коляской. Есть несколько работ, посвященных советской рекламе, среди артефактов – мотоциклы с колясками.

Материал для антиживописи, который использует художник, – старые доски для объявлений. Как признался Владимир Потапов, первая доска, которую он нашел, прогуливаясь во дворе, – валялась под ногами. Ее пришлось порезать на маленькие квадраты, которые и стали основами маленьких работ. Далее начинается процесс процарапывания изображения.

– Прогуливаясь во дворе, я нашел старую доску объявлений, которая за многие годы была многократно перекрашена коммунальщиками, - рассказал Владимир Потапов. - Один ее угол был надломлен так, что можно было увидеть толщину красочной корки – это был «слоеный красочный пирог», слои были разного цвета и напоминали ободок радуги. Так эта доска оказалась у меня дома. Я взял подручные материалы: нож, ножницы и иглу – и стал сцарапывать верхний слой краски, обнаруживая один за другим скрытые слои. Образовалась дыра, напоминающая воронку рудника, стенки которого были в цветную полоску. Все сложилось – я понял, что этот простой метод является интересной находкой.

Фото: 1 из 16

Фото — Евгений Ярцев

По словам художника, этот способ создания изображения диаметрально отличается от традиционного – краска здесь не накладывается на поверхность, а убирается с нее. «Такая антиживопись», – определяет свою манеру Владимир Потапов. Сама же находка, доска, по словам художника, серьезный артефакт – пример накопителя информации, похожего на жесткий диск. По количеству слоев на доске можно проводить летоисчисление – как по годовым кольцам. Кстати, на самых старых досках объявлений, оставшихся еще с советских времен, художник изобразил прабабушек и прадедушек с дореволюционных фотографий. Причем здесь образы процарапывались с помощью ножа и ножниц. Все же остальные образы процарапывались с помощью профессионального инструмента – гравера.

- Мне попадались доски толщиной 5-7 миллиметров. Было приятно вычерпывать оттуда краску и делать красивые дыры. Иногда на доске всего 3-4 жиденьких слоя краски, и тогда приходится добавлять новый слой краски. Обычно коммунальщики, среди которых – гастарбайтеры, красят город один раз в год – после зимы. Доски объявлений покрываются новым слоем краски. Фрагменты от объявлений, которые накопились за год после предыдущего окрашивания, вместе с грязью и пылью консервируются под новым слоем краски. Получается, что там сохраняется один временной период длительностью один год.

По словам художника, любимых работ у него нет – «все нелюбимые». И вспоминает забавный случай. Как-то раз его уже готовую процарапанную работу закрасили маленькие сыновья. Картину пришлось процарапывать заново. С тех пор сыновья помогают отцу накладывать новые слои краски.

Справка РИА «Воронеж»

Владимир Потапов – российский художник и куратор. Родился в Волгограде в 1980 году, живет и работает в Москве. Финалист международного конкурса Portret now им. Якоба Кристиана Якобсена (2015, Дания). Номинант премии Кандинского в номинации «Молодой художник года» (2014). Владимир Потапов – не только художник, но и куратор, который в 2014 году вошел в лонг-лист конкурса молодых кураторов музея современного искусства «Гараж». С 2010 года Потапов снимает фильм «Ни возьмись» — исследовательский проект, в котором деятели искусств (арт-критики, искусствоведы, кураторы, практикующие художники) отвечают на пять одинаковых вопросов о состоянии современной живописи.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».