В Воронеже завершился осенний этап фестиваля уличного искусства «Здесь». Десант известных уличных художников из разных городов России за полтора месяца покрыл масштабными граффити-картинами десять воронежских стен. Еще четыре настенных картины появились в Воронеже в ходе первого этапа фестиваля весной нынешнего года. Несмотря на то, что качественные граффити делают городскую среду более комфортной с эстетической точки зрения, поначалу инициатива организаторов фестиваля не нашла понимания ни у городских властей, ни у самих воронежцев.

Фото Антона Логунова

Что «Здесь» происходит?

Райтеров, которым доверили стены нашего города, выбирало жюри, в которое вошли художники, дизайнеры и культурные деятели. Из нескольких десятков заявок, которые присылали организаторам фестиваля в течение июля, жюри выбрало 7 лучших художников.

Однако проект, результаты которого сегодня восхищают многих жителей города и заметно влияют на облик города, реализуется с трудом: организаторам фестиваля приходится сталкиваться с долгими бюрократическими проволочками, непониманием местных жителей, помехами со стороны полиции и отсутствием поддержки со стороны городских властей. В итоге весенняя идея расписать до сотни стен к осени воплотилась лишь в полтора десятка работ.

Вечная проблема нехватки денег также коснулась фестиваля. Хотя в качестве спонсора выступил крупный воронежский мебельный холдинг, о серьезном бюджете, который позволит сделать действительно масштабные работы и пригласить большое количество художников, организаторы проекта пока только мечтают.

– В идеале для организации хорошего фестиваля нужны серьезные деньги, – говорит соорганизатор фестиваля «Здесь» Ольга Кузьмина. – Гораздо больше, чем те ресурсы, которыми мы располагаем. Но по сравнению с тем, сколько денег просто закапывается на благоустройство города, которое по факту заключается  в ежегодной укладке нового асфальта на одних и тех же местах, эти деньги не столь уж и большие. И хотелось бы найти поддержку и понимание со стороны управляющих компаний и жильцов, поскольку именно от них зависит, сможем ли мы работать с той или иной стеной.

Тем не менее организаторы феста не теряют оптимизма, и планируют не только приглашать новых авторов, но и развивать воронежских райтеров.

– Все зависит не только от наших прекрасных устремлений, но и от ресурсов, которые мы сможем собрать на следующий год. Планируем сделать чуть больше объектов и сделать упор на образовательной программе, организовать что-то вроде курса лекций и презентаций, чтобы начался обмен опытом с воронежскими райтерами.

Тем временем работу художников тормозит недовольство местных жителей, каждый из которых имеет свое мнение по поводу того, что должно быть нарисовано на стене соседнего дома, и полное отсутствие поддержки со стороны городских властей. Фактически, несмотря на долгие согласования стен с управляющими компаниями, условия работы художников немногим отличаются от «партизанских» – им точно так же приходится объясняться с полицией и оплачивать штрафы за парковку автовышки.


По словам руководителя управления культуры мэрии Ивана Чухнова, городские власти не могут определиться, на чью сторону встать: поддерживать ли превращение зданий в арт-объекты или блюсти интересы жителей соседних домов.

- У нас двойственное отношение к идее рисовать картины на стенах многоэтажных домов. С одной стороны, хочется поддержать творческих людей, которые хотят создать из некрасивого фасада здания что-то интересное и привлекательное, новый арт-объект. Но взгляды самих художников и местных жителей не всегда совпадают – в этом кроется основное противоречие.
Иван Чухнов, руководитель управления культуры мэрии Воронежа

Иван Чухнов отметил, что управление культуры пока воздерживается от активной поддержки фестиваля «Здесь».

- К нам тоже обращаются горожане, недовольные или самими рисунками, или их темой – например, людям хотелось бы видеть на этом месте другую картину. Однако в реальных условиях провести некий референдум с местными жителями художникам, естественно, очень сложно – ведь население далеко не всегда готово активно участвовать в каких-либо обсуждениях, - отметил он.

Иван Чухнов предположил, что создание рисунков на фасадах домов может помочь снять остроту проблемы с надписями на стенах – глава управления культуры не исключит, что организаторы фестиваля «вклинятся в этот процесс». Однако сам чиновник считает, что художникам стоило бы обратить внимание, прежде всего, на заборы вокруг строительных площадок.

- Это временные сооружения, поэтому картины будут сохраняться недолго. Претензий будет меньше – даже если они кому-то не понравятся, рисунок ведь не навсегда. А фасады зданий все-таки может и не стоит трогать.


Где увидеть работы художников?

Мальчик, мечтающий о космосе 

Адрес: ул. Станкевича, 1

Автор: Рома Remo (Серпухов)

– Рисовать можно было что угодно, главное не жестить, но я выбрал тему космоса – хотелось вот такую композицию. Смысл ее в том, что вот этот мальчик с самолетиком мечтает о полете в космос, а на заднем плане – это его фантазии.
Роман Remo, райтер



Полотно в стилистике супрематизма 

Адрес: ул. Степана Разина, 36 (ост. Манежная, вид со стороны Чернавского моста)

Автор: Илья Slak (Белоозерский) + Петр Petro Герасименко  (помощь второго участника группы Aesthetics потребовалась, чтобы успеть в срок завершить работу, прерванную внезапным похолоданием)

– Это просто абстракция на тему природы. А много зеленого – потому что хочется продлить лето.
Илья Slak, райтер


Искатель 

Адрес: ул. 9 Января, 59 (фасад со стороны ул. Свободы)

Автор: Андрей АО Оленев

– Работу я продумываю заранее всегда. У меня есть черно-белый эскиз, но в голове готовая картина в цвете, в мельчайших деталях – размеры, цвета. Я не могу вам объяснить, почему выбрал именно эту тему или эти цвета. Здесь не было никакой концепции или особого посыла. Я просто посидел пару часов с закрытыми глазами, и у меня в голове этот образ возник.
Андрей Оленев, художник

Фото AO


Забор в стилистике классического граффити 

Адрес: ул. Дружинников (забор территории завода Электросигнал, сразу за зданием МФЦ)

Авторы: группа воронежских художников (un2one, Speak, Cayno, Lik и Бунт) под руководством нижегородского райтера Александра Stan’a Шиманова

– Меня сюда пригласили, чтобы провести мастер-класс, но когда я посмотрел на людей, которые на него пришли, я был приятно удивлен: мне этим ребятам рассказать нечего. Я вижу, как они общаются, как они представляют то, что собираются рисовать – эти ребята хороши. (…) Здесь я не мог сделать общий эскиз, потому что художники разные, но тут есть общая композиция, которая подчиняется тем же правилам традиционного искусства, общая пластика. Мы не можем выбирать все, как хотим – здесь мы плясали от цвета фона и от краски, которую нам предоставили организаторы фестиваля.
Александр Stan

Фото paintpro.su


Работы на Чернавской дамбе

Авторы: Никита Speak, Антон Spring Логунов, стрит-арт дуэт Кифир, Cayno и Lik, Жака Байдиков.

Адрес: дамба Чернавского моста

– Мне просто нравится рисовать, а если этим я могу еще и сделать родной город ярче, то это вообще отлично. Конкретно об этом рисунке могу сказать что он не несет какого-то скрытой идеи – это просто красивая картинка, которая радует глаз. Закатное небо (на дамбе очень красиво наблюдать за вечерним небом), орел - ну это олицетворение простора, наверное. А вообще мне просто нравится рисовать динамичные образы и фигуры. На эту работу ушло 2, 5 дней, потратил я 20 баллончиков краски.
Антон Spring


Фото Антона Логунова

Фото Никиты Speak

- Действительно, город не будет уже прежним, и я надеюсь что благодаря этому фестивалю уличное искусство будет развиваться и выходить на новый уровень, так что респект,
Никита Speak

– К сожалению, на фестиваль не смогла приехать вторая половина нашего дуэта. Поэтому на Чернавской дамбе я рисовал один. Погода была не самая приятная на тот момент. Мне было особенно тяжело из-за того, что работаю краской на водной основе, а при низкой температуре она сохла в разы дольше. Работа затянулась на несколько дней из-за погоды.
Роман Климанов, участник русско-белорусского стрит-арт дуэта «Кифир»



Фото работы райтеров Lik и Cayno

Кому нужны граффити?

Граффити, зародившееся как городское искусство в 20-е годы прошлого века, к настоящему времени стало непременным атрибутом городской среды. Авторы настенных рисунков регулярно попадают в ленты новостей. Так, одним из наиболее громких событий осени в Нью-Йорке стал граффити-марафон «Better Out than In» («Снаружи лучше, чем внутри», англ.) скандально-известного британского городского художника Бэнкси. В течение октября он почти ежедневно оставлял на стенах домов мегаполиса свои рисунки. Некоторые из них имели социальный или даже философский подтекст. Например, в одной из своих работ райтер выступал против полицейских запретов на создание граффити, а также обращал внимание на имущественное расслоение общества. Еще один рисунок представлял собой каллиграфическую надпись на английском языке «То, что мы делаем в жизни, отзывается в Вечности», которую стирает со стены нарисованный уборщик». Бэнкси регулярно отчитывался о каждом дне марафона в своем блоге . В некоторые дни вместо фотографий своих работ он размещал в Интернете лишь извещение «Сегодня искусство отменено из-за активности полиции».

Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг действительно отдал силам правопорядка особое распоряжение поймать художника, однако успехом попытки полиции не увенчались. Причем снимок одной из своих работ – изображенного на глухой стене воздушного шарика в форме сердца, заклеенного лейкопластырем, - Бэнкси сделал из-за спины сотрудника полиции, также фотографировавшего рисунок. Владельцы зданий, на стенах которых автор оставил свои работы, стараются сохранить их от актов вандализма, выставляя специальные ограждения. Нередки случаи, когда работы одного из самых известных граффитистов современности просто вырезаются и увозятся. Недавно одна из картин художника «Банальность банальности зла» была выставлена на благотворительный аукцион по стартовой цене в $75 тыс. Спустя сутки она была продана за $615 тыс

Фото Reuters

В отличие от властей Нью-Йорка, объявивших охоту на анонимного граффитиста Бэнкси, мэрия другого крупного мирового мегаполиса – Парижа – напротив пошла навстречу настенным художникам. В начале октября муниципалитет передал группе райтеров предназначенный под снос десятиэтажный дом в 13 округе французской столицы. В течение месяца более 100 художников из 18 стран расписали 36 квартир, а также станы здания своими работами. В итоге дом превратился в уникальный музей современного городского искусства. Желающим попасть в него приходилось выстаивать в многочасовой очереди – по соображениям безопасности внутри здания могли одновременно находиться не более 49 человек. В ближайшие дни дом будет снесен. По договоренности между художниками и властями процесс последовательного разрушения здания позволит всем желающим в последний раз увидеть работы граффитистов. Кроме того, виртуальные копии рисунков будут выставлены на специальном сайте в сети Интернет.

Произведения граффити-искусства чаще всего существуют недолго. Так, картина нижегородского уличного художника Nikita Nomerz «Щербатая улыбка», созданная в Екатеринбурге во время международного фестиваля уличного искусства «Стенография» в 2011 году, оказалась недавно закрашена местными коммунальщиками. Сам автор отнесся к уничтожению своей работы философски: «Это жизнь! Это улица!», - прокомментировал он действия муниципалитета интернет-газете «Znak.com». У властей Екатеринбурга особое отношение к граффити. Летом 2012 года в рамках акции «Заставь чиновника работать!», организованной порталом «Ura.Ru»  уличных художники изобразили портреты ответственных за дорожное строительство руководителей на асфальте рядом с ямами на центральных улицах города. Коммунальные службы попытались смыть рисунки, но в итоге все же заделали выбоины на проезжей части.

Иногда граффити используют для социальной пропаганды и сами чиновники. Так, например, самый большой настенный рисунок в мире появился в 2010 году при поддержке президента Бразилии Луиса Лула да Сильвы в городке Фос-ду-Игуасу. Площадь картины составляет 3500 кв. метров, над ее созданием работали стрит-арт художники из Бразилии, Аргентины и Парагвая. По инициативе его создателей гигантское граффити стало социальной рекламой. Различные его части посвящены правам ребенка: на образование, на личную безопасность и на воду.

В России также граффити-искусство все чаще используется для агитации молодого поколения. Так, например, на прошлых выходных в Калуге состоялся конкурс граффити под девизом «За здоровый образ жизни». Его организаторами выступили областные и городские власти и региональное управление Госнаркоконтроля. Первым призом конкурса стала возможность наносить граффити на специально определенные главным архитектором Калуги стены зданий в общественных местах города . А мэр другого областного центра Центральной России – Тулы – Евгений Авилов недавно сам предложил тулякам выбрать места для нанесения граффити победителей городского конкурса стрит-арта. Он проводится в регионе второй год, и лучшие работы-2012 уже появились на пяти тульских зданиях.

А самое оригинальное предложение российским граффитистам, пожалуй, сделали в Нижнем Новгороде. Руководство городской психиатрической лечебницы №1 готово предоставить уличным художникам стены лечебного учреждения. Здесь надеются, что красивые граффити-картины поднимут настроение и медперсоналу, и пациентам, и гостям учреждения, которому в нынешнем году исполняется 125 лет. Художников ждет теплый прием – им обещают чай и печенье.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».