Экс-главу управления дорог Александра Трубникова взяли под стражу в зале суда в пятницу, 18 марта. После двухдневного заседания Воронежский облсуд утвердил бывшему чиновнику приговор Ленинского райсуда со сроком в 7,5 лет колонии строгого режима за три эпизода взяток. В процессе постоянно шла речь о тяжелой болезни Трубникова, которая вряд ли позволит ему отбывать наказание. Его адвокат Артем Соколенко назвал любой реальный срок для Трубникова «пожизненным» и «бесчеловечным». Вероятно, через несколько месяцев осужденного за коррупцию экс-чиновника могут освободить по решению суда из-за состояния здоровья – о такой возможности сказал гособвинитель Денис Гриценко.

В процессе супруга бывшего дорожника Надежда Трубникова добивалась возвращения половины от 134 млн рублей, изъятых при обыске в доме ее мужа. Облсуд отказал в просьбе Трубниковой снять арест с ее половины денег и вернуть ей 67 млн рублей. Все деньги будут направлены на погашение штрафа.

Участники процесса. Те же версии

Апелляция по делу Александра Трубникова в облсуде, по сути, повторила процесс в первой инстанции. Бывший чиновник и его адвокат Артем Соколенко снова попытались закрыть процесс для СМИ, ссылаясь на медицинскую тайну о состоянии здоровья осужденного.

 

 
 

 

Гособвинитель Денис Гриценко возражал против закрытия процесса. Гриценко пояснил, что медицинские документы не относятся к предмету доказывания вины, а при их оглашении можно попросить журналистов на время удалиться из зала. Суд оставил процесс открытым, удалив СМИ на часть заседания. Впрочем, медицинской тайны из состояния Александра Трубникова сделать не получилось. Его диагнозы в прениях озвучил адвокат, а сам бывший главный дорожник назвал их в последнем слове. Прозвучавший медицинский приговор оказался куда хуже судебного.

Бывший чиновник, его защита с одной стороны и гособвинение с другой представили свои версии и доказательства. Трубников продолжал настаивать на невиновности. В процессе также участвовали представители Надежды Трубниковой – адвокаты Николай и Олеся Алимкины. Они пытались оспорить арест 134 млн рублей, найденных в пакетах и тазиках в доме чиновника в Хлевном. Деньги направили на погашение штрафа в 150 млн рублей.

Представители супруги. «Арест денег – не конфискация»

Представители Надежды Трубниковой назвали деньги из села Хлевное «совместно нажитым имуществом», на половину которого супруга имеет право. Они сослались на решение суда, который установил, что половина денег принадлежит ей как жене. Адвокаты настаивали, что супруга Трубникова не должна отвечать за поступки мужа как должностного лица и просили освободить 67 млн рублей из-под ареста и вернуть их Надежде Трубниковой.

 

 
 

 

Сам Трубников отметил, что деньги изъяли в доме жены в селе Хлевное. К тому времени Трубников долгое время жил в Воронеже, где работал, и имел с женой «чисто формальные отношения».

– Основания для снятия ареста нет, и закон не препятствует наложению обременения на совместно нажитое имущество супругов, – пояснил гособвинитель Денис Гриценко. – В дальнейшем Надежда Трубникова сможет потребовать с супруга компенсацию ущерба, причиненного его неправомерными действиями.

Николай Алимкин оппонировал ему, напомнив, что даже в советское время при конфискации имущества часть его все же оставляли женам. Однако суд встал на сторону обвинения.

Осужденный. «За неправду обидно»

В своей речи Александр Трубников продолжил настаивать на невиновности. Он не возражал, что на видеозаписи из служебного кабинета директор «Воронежавтодора» Борис Смирнов передал ему деньги, однако отрицал, что они были взяткой. По версии следствия, Смирнов передал Трубникову 2,65 млн рублей – по 5% с сумм, полученных по госконтрактам.

– На видео передачи денег отсутствуют какие-либо обсуждения того, что за средства Смирнов мне передает. Смирнов не просит меня осуществить в пользу «Воронежавтодора» какие-либо действия или бездействие, не благодарит за что-то, не просит о покровительстве. На записи видно, что деньги передаются для исполнения ранее достигнутых договоренностей. А такие договоренности действительно существовали. Об их наличии я говорил с самого начала расследования, – отметил Трубников.

 

 
 

 

Бывший чиновник снова озвучил версию о том, что Борис Смирнов занимал у него и его родных 22 млн рублей. По словам Трубникова, Смирнов взял у него деньги в 2012 году на покупку битума по низкой цене, чтобы впоследствии продать его дороже.

– Если бы Смирнов не поправил финансовые дела, он бы ушел из бизнеса, что являлось бы для области и для меня как для руководителя полным крахом, – подчеркнул Трубников, отметив, что следствие не нашло «ни единого незаконного действия в пользу “Воронежавтодора”».

Александр Трубников рассказал, что руководители порядка 50 подрядных организаций на следствии и в суде категорически отрицали факты передачи ему взяток. И только один Смирнов «с личной заинтересованностью» не возвращать долги заявил о взятке и дал показания.

Во втором и третьих эпизодах речь шла о работе траншеекопателя и экскаватора. Трубников отрицал версию следствия, что техника работала на семейном ПМК «Хлевенская» по его просьбе, а платил за нее «Воронежавтодор». За два года получилась сумма взятки в 833 тыс. рублей. Экс-чиновник настаивал, что Борис Смирнов платил за работу техники в счет неустойки по долгу. На этот раз дорожники якобы занимали у его семьи 9 млн рублей, деньги долго не возвращали, а когда вернули – образовалась неустойка в 1,7 млн рублей. В счет нее и платили за технику, заявил Трубников.

 

 
 

 

К концу выступления Александр Трубников заметно разволновался и стал извиняться перед судьями за эмоции, объяснив их обидой за несправедливый приговор. Держался Трубников с достоинством, с уважением к суду, стараясь не повторяться и говорить только по делу.

– С самого начала я на следствии давал правдивые показания, пытался всеми законными способами доказать правду. Делал это ценой собственного здоровья. Следователь обещал обойтись без ареста, если я признаю свою вину. Но я категорически отказался оговаривать себя, – признался Александр Трубников. – Факт видеозаписи перевесил все, что можно, хотя другие доказательства и показания свидетелей говорят об обратном. В результате попыток отстоять правду и доказать невиновность я получил тяжкое заболевание. Я прочитал, что болезнь моя – невыраженная обида, которая существует у человека.

Защита. «Шансов на выздоровление нет»

Адвокат Артем Соколенко в прениях напомнил, что у Александра Трубникова не было полномочий влиять на работу субподрядчиков и возможности контролировать их. Соколенко рассказал о болезни бывшего чиновника – о которой сам Трубников говорить постеснялся.

 

 
 

 

– Трубников страдает от двух тяжких неизлечимых заболеваний. Оба входят в перечень заболеваний, которые препятствуют содержанию под стражей. У осужденного онкология и гипертония. Состояние здоровья, несмотря на лечение, ухудшилось. По результатам последнего исследования Трубникову была поставлена вторая группа инвалидности бессрочно, – отметил Соколенко. – С медицинской точки зрения шансов на выздоровление и значительное улучшение состояния здоровья нет. Я убежден, что Ленинский райсуд при вынесении приговора должен был рассмотреть вопрос об освобождении Трубникова от отбывания наказания в виде лишения свободы. Я полагаю, что любой реальный срок фактически может явиться пожизненным, это как минимум бесчеловечно.

Гособвинение. «Трубников всех контролировал»

Прокурор Денис Гриценко возразил по каждому доводу оппонентов. Гриценко еще раз перечислил доказательства того, как Александр Трубников влиял на подрядчиков и субподрядчиков. По словам гособвинителя, у чиновника были полномочия влиять на перечисление денег и их распределение несмотря на то, что средства шли через крупного генподрядчика ОАО «Центр дорожного строительства «Дорога»» (ЦДС «Дорога»). Совет директоров в организации возглавлял Александр Трубников. Гриценко еще раз напомнил схему работы управления дорог с другими организациями.

 

 
 

 

– Должностные лица управления, кураторы работ, подрядчики и субподрядчики пояснили, что все вопросы обсуждались на совещаниях у Трубникова. Есть записи общения Трубникова с представителями всех организаций. В них зафиксированы отношения начальник – подчиненный. Никто не мог перечить Трубникову, он все контролировал. Была выстроена система подчинения. Поэтому все доводы о том, что никак не мог повлиять на субподрядчиков, необоснованны, – утверждал Денис Гриценко.

Гособвинитель привел в пример одну из аудиозаписей. В ней глава управления дорог пообещал «выкинуть из области» руководителя организации, который посмел ему возразить. Гриценко также напомнил про разговор в другой записи о неких условиях, которые выполняют дорожники перед Трубниковым. О них чиновник говорил на фоне жесткой критики состояния воронежских дорог.

Денис Гриценко опроверг версию экс-чиновника про битум, напомнив, что чиновник говорил Борису Смирнову о плохом качестве его битума и был против того, чтобы использовать этот битум для ремонта дорог.

– Если верить Трубникову, это был тот самый битум, в который он и его друзья вложили деньги, заняв их Смирнову. Получается, он инвестирует в битум, а потом мешает его реализовать? Где же логика, если он в продаже битума напрямую заинтересован? – спросил гособвинитель.

 

 
 

 

Гриценко напомнил, что долговых расписок Бориса Смирнова, о которых заявлял Александр Трубников, так и не нашли.

– Никакого долга не было. Деньги однозначно передавались за противоправные действия, – резюмировал гособвинитель.

К концу выступления Денис Гриценко с сочувствием заговорил о болезни Александра Трубникова, но все-таки призвал судей утвердить приговор с реальным сроком:

– Не отрицаю, что Александр Васильевич страдает страшным заболеванием. Надеюсь, что прогнозы, озвученные адвокатом, – что нет шансов на выздоровление, – не сбудутся. Но в медицинских документах в настоящее время указания на необходимость отмены реального срока нет. Напомню, что закон предусматривает возможность освободить от отбытия реального срока отдельным судебным решением, если отбывать его не позволяет заболевание.

Гриценко напомнил, что 7,5 лет колонии строгого режима суд и так назначил ниже низшего предела с учетом заболеваний и возраста Александра Трубникова.

Суд. «Оставить приговор без изменений»

Коллегия судей под председательством Татьяны Литовкиной внимательно выслушала речи всех участников процесса. До последнего было неясно, оставят Трубникова на свободе, даже при утверждении обвинительного приговора, или все-таки отправят в СИЗО.

 

Решение по делу Александра Трубникова в Воронежском областном суде

 

Судя по всему, сам Александр Трубников надеялся на лучшее. Он не взял с собой никакой сумки, как обычно делают осужденные. Когда суд утвердил приговор и конвойные подошли надевать наручники, Трубников передал адвокату свои вещи: папку с речью, блокнот, мобильник, ключи и воду - и после этого спокойно протянул руку конвойному. Наручники защелкнулись, и конвой вывел бывшего чиновника из зала суда.

 
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».