, Воронеж
  • 4607

Художники из Германии и Швейцарии переосмыслили пространства Воронежа

В нашем городе открылась международная выставка «Revisiting the Space Voronezh».
Художники из Германии и Швейцарии переосмыслили пространства Воронежа Художники из Германии и Швейцарии переосмыслили пространства Воронежа
РИА Воронеж Текст — , фото — Софья Успенская

В Воронеже открылась совместная российско-германская выставка «Revisiting the Space Voronezh». РИА «Воронеж» уже рассказывало, что арт-проект «Revisiting the Space» представляет собой встречу субъективных взглядов молодых художников из России, Германии и Швейцарии на образ Воронежа и его городской идентичности. В рамках проекта молодые художники из Германии и Швейцарии переосмысляли постсоциалистические изменения городского пространства Воронежа. А по результатам их работы открылась выставка в Воронежском центре современного искусства.

– Проект «Revisiting the Space» – это экспериментальная площадка, цель которой наладить диалог между художниками Воронежа и Европы. У нас здесь задействовано 10 художников из Германии и Швейцарии. Европейские художники в течение последней недели были в Воронеж, мы ходили по разным районам города, как центральным, так и не очень, и произведения, представленные на этой выставке, созданы по впечатлениям.
куратор выставки Ирина Аксенова

В Воронеже такая совместная работа художников из разных стран проходила впервые, в то время как в Европе подобный культурный обмен – привычная практика.

– В Германии я работаю в здании бывшей хлопковой фабрики, которая переделана в большой арт-центр, и там на огромном пространстве, около 10 Га, находятся и галереи, и резиденции художников, – рассказала куратор выставки Кристина Семенова о зарождении этого проекта. – И вот, работая там, я заметила, что хотя к нам в резиденцию ежегодно приезжают 20-30 художников со всего мира, художников из Восточной Европы среди них нет, из России тоже никто не подает заявок. И это происходит не потому, что у в России нет хороших художников. То, что происходит здесь, очень интересно миру, более того, художники, которые к нам приезжают из других стран, знают, что происходит в России, знают имена воронежских художников, знают ВЦСИ. Поэтому у меня возник интерес сделать совместный проект с Лейпцигом. Почему Воронеж – Лейпциг, а не Берлин – Москва? Потому что это города довольно похожи друг на друга, даже в архитектуре здесь много общего. И ребята, которых мы пригласили на выставку, 7 художников из Германии и Швейцарии, для них этот проект очень интересен, потому что они никогда раньше не были в России и никогда не могли представить, как можно сравнить Лейпциг с Воронежем, как провести какие-то параллели. Работать 5 дней над проектом – это очень сложно, уже по приезду в Москве случается культурный шок. Так что наша выставка – такой эксперимент.

В течение недели 7 художников из Германии и Швейцарии и четыре воронежца работали в нашем городе, осмысляя его пространство, а затем воплотили полученные впечатления в произведениях современного искусства.

Работы, выполненные по итогам проекта, получились очень разными, но вместе с тем они очень интересно соединяются вместе и создают довольно живой и любопытный образ Воронежа.

Куда идут собаки

Художницы Сарина Шайдеггер и Ариане Кох в течение шести дней следовали за бродячими собаками, записывая возникающие по ходу мысли. Наблюдение длилось до тех пор, пока собаки не пропадали на территории, недоступной им. Как рассказали художницы, в Европе бродячих собак почти не найти, поэтому в Воронеж такая попытка проникнуть в мысли животных, проследив за их траекторией, попытаться уловить их логику, стала для девушек новым опытом. По итогам прогулок по городу возник совместный текстовый фрагмент, в котором этот поток мыслей превратился в постмодернистское художественное произведение:

«Мягка твоя шерсть, твои волосы пыльно-седые.

Я бесцветное животное.

Я пропадаю в пыли. Стая следует за солнечным закатом».

«Пес, пасть, поправиться, пропасть».

«Ты не дождался меня на вокзальной станции.

Ни на воде.

Ни на холме.

Ни на задворках».

Time Out

Лоренца Диас, испанка, живущая между Базелем и Лейпцигом, изобразила воронежские впечатления в виде настенной живописи – нарисованное красками по свежей штукатурке полотно продержится на стене до следующей выставки. По словам кураторов, для художницы это эксперимент – сначала запечатлеть некий временной отрезок (кстати, хотя в ВЦСИ картина выставлена под английским названием «Time Out», перерыв, по-немецки она названа словом, которое переводится как «отрезок времени»), а затем просто уничтожить его, не стремясь оставить работу для потомков, а совершив некий перфоманс.

Чтобы создать картину, запечатлевшую этот временной отрезок, Лоренца несколько дней ходила по Воронежу совершенно одна, собирая впечатления.

– Мне гораздо больше понравился Воронеж, чем Москва, он интереснее, чем большие, столичные города. И классно, что в Воронеже можно больше контактировать с людьми, узнать, чем живет город. Я ни разу не была в России, и для меня очень интересно находиться в месте, где я ничего не понимаю, не могу читать, фактически могу воспринимать место только как ряд картинок.

Еще два дня ушло на саму картину: странное полотно, в котором из беспорядочного на первый взгляд набора линий постепенно проступает меланхоличный пейзаж. Мрачные краски – это не оценка Воронежа, а творческая манера художницы, которая пишет в интуитивной манере, вплетая в ахроматичную картинку образы из воспоминаний и опровергая привычное нам представление о пейзаже как идиллии.

На фоне ковра

В инсталляции Ивана Горшкова «Бассейн» собраны артефакты, найденные на улицах города и всем нам хорошо знакомые. Прямоугольное ложе бассейна заполнено ржавой водой, мусором и разбухшими картонками, здесь же валяются обрывки какого-то ватного одеяла и старые ковры. Из ржавой трубы в центре этой кучи бьет слабая струйка воды. Венчает композицию лежащий на боку уродливый слоник, который выглядит каким-то сюрреалистическим обломком роскоши на развалинах жалкой обыденности.

– Фонтан для жителей постсоветского пространства – это такое презентационное место, обычно это центр города, – объясняет работу Иван Горшков. – А этого слоника я нашел на улице. Таких слоников в числе прочей бетонной продукции в большом количестве продает известный строительный магазин – там есть какие-то листья, кони, дельфины, лебеди. Для меня они такая загадка: они лишены какой-либо эстетической ценности, безумно дороги, тяжелы и при этом очень востребованы, и в этом состоит какая-то самовлюбленность и очарование, мое любимое выражение «боль моя и забава». И говоря о Воронеже, родине, я этого слона вижу как такой персонаж, типаж, выразитель менталитета. Мне хотелось это исследовать. Но это не карикатура, не подумайте ни в коем случае. Я люблю Воронеж всей душой, и слонов этих тоже, но есть в них что-то такое чудовищное и одновременно привлекательное.

Фото на память

Фотографы Томас Линденберг, Макс Боденстедт и Кристина Юрочкин изобразили Воронеж на фотографиях. Несколько дней ребята бродили по городу, идя «куда глаза глядят» и фотографировали все интересное, что им попадалось на пути. Фотографии, сделанные по итогам этих фотопрогулок, развесили на стенах в три ряда (каждый из которых представляет фото Томаса, Макса или Кристины) в хронологическом порядке. Дни разделены пробелами на стене, между фотографиями – листочки с напечатанными на них мыслями, возникшими в процессе.

– Томас и Макс в Воронеже ни разу не были, а мне здесь многое знакомо, – рассказывает Кристина, – но самое интересное, что когда мы стали разбирать фотографии, мы обнаружили, что когда наши маршруты пересекались и мы оказывались в одних и тех же местах, то делали там очень похожие фотографии, замечая одни и те же вещи.

Всего на выставке представлены работы десяти художников, работавших в рамках проекта «Revisiting the Space». Посмотреть их можно в Воронежском центре современного искусства (проспект Революции, 29), вход на выставку свободный.

Проект «Revisiting the Space» проходит в два этапа. Первый из них идет прямо сейчас, когда художники провели совместную работу в Воронеже и сделали выставку по ее итогам. Второй этап стартует в августе, когда воронежцы отправятся в Лейпциг, чтобы презентовать свои работы там.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: